Объект, предмет, задачи психологии

Душа и психика

Лекция 1.

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. Греческая буква пси – Y символ психологии, им обозначают психологию (но не f, этот значок – символ философии, которая является матерью всех наук, в том числе и психологии).

Термин «психология» возник в 18 веке. Его ввёл Христиан Вольф – немецкий философ.

Слово «психология» происходит от двух греческих слов: «psyche» – душа и «logos» – учение, наука.

Таким образом, получается, что психология – это наука о душе. Но не только о ней, но ещё и о поведении. Но сначала разберёмся, что такое душа.

Мы часто пользуемся этим словом – говорим:

Душа

· поёт,

· радуется,

· болит,

· душа ушла в пятки (на экзамене) и т. д.

Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания [Гамезо М.В.,Домашенко И.А.Атлас по психологии, с.14], а также подсознания (т. е. бессознательного по терминологии З. Фрейда).

Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен, его составляют наши ощущения, чувства, мысли, желания, переживания, представления, потребности, и т. д. – это внутренние формы проявления психики, внешне они проявляются в нашем поведении, словах, выражениях лица в позах, жестах и т. д.

Научное название души – психика.

Психика– совокупность всех психических явлений, обнаруживающих себя в сознании, в подсознании и поведении.

Психика имеет сложное строение. В ней выделяют:

1. Познавательные психические процессы, помогающие человеку познать окружающее и самого себя – ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь (некоторые авторы относят к ним и представления).

2. Психические состояния – потребности и мотивы, мотивацию, чувства и эмоции.

3.Психические свойства – волю, характер, способности, интеллект, темперамент.

Подробнее см. в книге: Немов, Психология. Т.1, с. 10-11.

Орган души – головной мозг.

 

Каждая наука имеет свой объект и свой предмет.

Объект науки – та часть действительности или реальности, на которую направлено внимание науки; предмет науки – та грань объекта, которую изучает конкретная наука.

Объект психологии – человек.

Человек, носитель психики, является самым сложным существом на земле и объектом многих наук, в том числе и психологии. Его изучают философия, биология, антропология, история, культурология, социология, физиология и др. Но каждая изучает его с какой-либо одной стороны. Философия ищет смысл и законы жизни, культурология – изучает культуру, физиология – обменные процессы и т. д.

Психология как наука исследует внутренний мир человека и закономерности его взаимодействия с внешним миром [Еникеев. Общая, социальная и юридическая психология. С. 17] – с другими людьми и группами, живой и неживой природой. Поэтому в настоящее время считается, чтопредмет психологии – факты, закономерности и механизмы психики и поведения.

Предмет психологии менялся по мере развития психологической науки (см. рисунок 1).

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики (и поведения)
   
   
     
    Психология как наука о поведении
3 этап  
     
   
  Психология как наука о сознании
2 этап  
   
     
    Психология как наука о душе
1 этап  
     

Рисунок 1 – Этапы развития психологии [по Гамезо, с. 15]

 

Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе.Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании.Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Декарт сформулировал т.н. интроспективную концепцию сознания. Основным методом изучения являлось наблюдение человека за самим собой и описание результатов наблюдения.

III этап — психология как наука о поведении.Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека (но при этом внутренние факторы и мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики и поведения.

Учёные изучают психологию, проводя практические исследования и собирая факты (подчёркиваем: не мнения, а только факты). В психологии нельзя принимать на веру субъективные мнения, возникшие вследствие теоретических исследований и рассуждений, не подтверждённые на практике, потому что возможны очень серьёзные ошибки. И эти ошибки закладываются в идеологию страны, а потом определяют её жизнь во всех сферах.

Задачи психологии: сбор, изучение, анализ, обобщение фактов, установление механизмов и выявление закономерностей функционирования психики и поведения.