Субъектом восприятия

Элементы картины мира, конструируемой

Классификация восприятий

В основе классификации восприятий, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий.

Поскольку воспринимающие информацию органы относятся к группам интерорецепторов, проприорецепторов и экстерорецепторов, то восприятия можно подразделить на внутренние и внешние.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время, движение. В соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Элементы субъективной картины мира: среда, движение, социальные явления, Я-сам, другие, группа, время.

1. Среда. Восприятие природного пространства включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Мир в словаре имеющихся перцептивных моделей разлагает действительность на структуры, соответствующие этим моделям.

2. Движение. Основную роль в восприятии движения играют зрительные и кинестетические анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость ускорение и направление.

Человек получает сведения о перемещении объекта в пространстве двумя способами: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекта.

Различают движения действительные и кажущиеся (их ощущает человек утомленный или в состоянии опьянения).

3. Социальные явления. При восприятии социальных явлений в соответствии с теорией социальных представлений человек сводит неизвестное к обычному или известному, подтягивает новую информацию к имени («персонализация») или к формуле (механизм «фигурации»).

4. Время, образ времени. Восприятие времени это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения.

Особую роль играет кинестетический анализатор в восприятии ритма (под ритмом с психологической точки зрения понимают восприятие серии объектов как серии группы стимулов). Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом.

Субъективное время личности определяется характером переживаний. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.

При конструировании картины социального мира субъективное время личности соотносится с социальным временем, с эпохой. Человек интерпретирует себя, соотнося с той или иной эпохой. При этом время выступает как компонент социальной реальности.