Функции внимания

Согласно традиционным представлениям основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех её объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильное решение, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

П.Я. Гальперин разработал теорию внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления.

Однако функции контроля и регулирования предусматривают сравнение наличного состояния психических процессов с желательными. Иными словами, нужно сохранять «образец» требуемых или желательных состояний, а затем с помощью специального механизма сравнивать наличное состояние с образцом. Функции внимания не предусматривают ни хранение образца, ни возможности сравнения.

С точки зрения системной концепции функция внимания обусловлена открытостью и избыточностью психики, что, с одной стороны, является важнейшим условием развития психики, но, с другой – затрудняет достижение конкретной цели.

Функция внимания состоит в том, чтобы:

– из множества одновременно действующих потребностей и мотивов, образующих полимотивированность достижения цели, зафиксировать психику на одном наиболее актуальном мотиве;

– из множества образов, актуализированных этим мотивом, составляющих избыточность психического образа, зафиксировать психику на одном, наиболее адекватном поставленной цели;

– из множества возможных действий, образующих надситуативную деятельность, зафиксировать психику на тех, которые ведут к достижению цели и удовлетворению актуального мотива.

В том случае, если потребность не удовлетворена и мотив не «снят», внимание опять фиксирует этот мотив как наиболее актуальный, и все повторяется до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена. Если данный актуальный мотив удовлетворен, внимание фиксирует новый наиболее актуальный мотив и т. д.

 

1.4. Внимательность как свойство личности

При характеристике личности принято различать внимательных, невнимательных и рассеянных.

Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.

Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете. Как внимательность так и невнимательность могут у человека проявляться избирательно (внимательный в одной области может быть совсем невнимательным в другой).

Внимательность или невнимательность связаны соответственно с умением или неумением произвольно регулировать свое внимание.

Рассеянность как свойство личности – это преобладание непроизвольного внимания, зависимость внимания от внешних обстоятельств. Волевая регулировка минимальна.

Внимательность связана с направленностью личности, профессией, мировоззрением и идеалами.

Включенное в познавательную деятельность внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности: наблюдательностью, любознательностью.

Свойства внимания, связанные с типологическими особенностями нервной деятельности, перестраиваются в зависимости и от профессионально-ролевого опыта.

 

1.5. Расстройства внимания

1) Рассеянность неспособность к длительному и интенсивному сосредоточению. Проявляется в легкой и частой отвлеченности.

Причины рассеянности: как результат воспитания, плохое здоровье, общее расстройство нервной системы, как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомления.

О «рассеянности» говорят и при сверхсосредоточенности («рассеянный профессор»), вызванной ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной концентрацией и интенсивностью.

2) Чрезмерная подвижность внимания постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому.

3) Инертность- малая подвижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.