Целостность структуры психики

 

В учебниках психологии начала ХХ века именно изучение состояний сознания рассматривалось как предмет психологии. Сознание рассматривалось в качестве синонима психики, а все то, что не осознавалось – считалось лежащим за пределами психологии.

Тем не менее, уже в начале ХХ века З. Фрейд убедительно показал, что неосознаваемые человеком феномены влияют на его жизнедеятельность и что изучение этих феноменов так же относится к предмету психологии.

Необходимо отметить, что еще до З. Фрейда отмечались исследовались неосознаваемые, непроизвольные психические явления, например непроизвольное запоминание. Однако, по традиции эти явления связывались не с сознанием, а с особым свойством психики – волей.

К настоящему времени все большее количество психологов расценивают волю как сложное, комплексное понятие, которое понятно в быту, но оказывается слишком многозначным при попытках его научного определения и изучения. Развитие психологической науки пошло не по пути деления психических явлений на произвольные и непроизвольные, а по пути деления психических явлений на осознаваемые и неосознаваемые. При этом стало понятно, что изучение только состояний сознания сильно сужает предмет психологии и что неосознаваемые психические явления так же относятся к предмету психологии, как и осознаваемые.

С точки зрения системной концепции психики, сознание – особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя, отделив контролируемые аспекты психики от неконтролируемых и на свое тело, выделяя его из окружающего мира (А. Горбатенко, 1999).

Сознание – особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования самой психики.

Сознание – системное свойство самой психики – системы самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью индивида, когда психика направлена на самоконтроль функционирования каждого элемента этой системы, их взаимосвязь и функционирование системы в целом. По сути, сознательное и бессознательное – два параллельных «контура» управления жизнедеятельностью организма. Один из них – сознание – способен к ограниченному самоконтролю функционирования отдельных элементов психики и их взаимосвязи, а также психики в целом.

Другой – бессознательное – функционирует автоматически, неконтролируемо, непроизвольно (рис. 3). Как связаны между собой осознаваемые и неосознаваемые психические явления? Эту проблему современная психология не решает однозначно.

Отечественные и многие зарубежные психологи считают, что главную роль в жизнедеятельности человека играют осознаваемые психические явления, поскольку они в большей степени доступны для использования в различных ситуациях, а неосознаваемые психические явления, такие как непроизвольные действия, автоматизмы, привычки, навыки, неосознаваемые мотивы играют всего лишь вспомогательную роль для облегчения и ускорения управления человеческой жизнедеятельностью в типичных ситуациях.

 

Рис. 3

 

Другие психологи, среди которых есть ученые с мировой известностью и авторитетом, придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Они считают, что наиболее важными для управления человеческой жизнедеятельностью являются неосознаваемые психические явления.

И те, и другие по-своему правы. И те, и другие отмечают, что все психические явления могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. И те, и другие отмечают, что перевод осознаваемого психического явления в неосознаваемое, например, выработка навыка, или наоборот, осознание ранее не осознававшегося явления, например, психотравмирующей ситуации, это, как правило, сложная проблема.

Можно говорить о развитии сознания, которое как раз и состоит в том, что ранее неосознаваемые и неконтролируемые процессы становятся осознаваемыми и контролируемыми. Несомненно, сознание человека может развиваться в онтогенезе. Бесспорным является развитие сознания от детского к зрелому возрасту и, как правило, деградация сознания от зрелого возраста к старости. Широко известны специальные приемы развития сознания, например обучение аутогенной тренировке, которая позволяет непроизвольные, неконтролируемые функции организма (частоту сердечных сокращений, температуру тела и т. д.), сделать сознательными, контролируемыми, произвольными.

Анализируя эволюцию живых организмов и их психики в филогенезе, можно отметить, что сознание живых организмов совершенствовалось в той же мере, в какой развивалась психика живых организмов.

По мнению А. Горбатенко, уже одноклеточный живой организм, не обладающий никакой нервной системой, должен осознавать себя, как организм, в отличие от окружающего мира, поскольку обладает способностью оценивать состояние внешней среды и свое собственное, а также управлять своей активностью, направленной на сохранение собственной жизни и размножение.

Никто не оспаривает положения о том, что одноклеточный организм обладает свойством чувствительности, но ведь чувствовать и управлять своей жизнедеятельностью на основе своих чувств, а также различать в простейшем случае хотя бы два вида чувств – «положительные», связанные с продолжением своей жизни и размножением и «отрицательные», связанные с угрозой жизни, – это и значит осознавать, иметь сознание!

Такое утверждение по отношению к одноклеточному организму звучит необычно, парадоксально, однако, если вдуматься, совсем невероятно звучало бы утверждение о том, что одноклеточный организм не обладает даже простейшим сознанием и функционирует как автомат.

Такое утверждение породило бы представление о том, что активность неких «биологических автоматов», не обладающих сознанием, самоконтролем жизнедеятельности, можно, тем не менее, назвать жизнью и что осознанная жизнь появляется неизвестно откуда на определенном этапе существования неосознанной жизни.

Любое живое существо, в том числе и одноклеточное, способно к самоконтролю. Уже одноклеточные живые организмы «отражают» окружающий мир одновременно и как источник пищи и как источник опасности, а свое «тело» – как объект управления для простейшего целенаправленного движения. В этом смысле любой живой организм обладает сознанием, правда, это сознание может быть различным: от простейшего, как у одноклеточного организма, до совершенного, как у человека.

Если считать, что сознание и бессознательное составляют два параллельных контура самоуправления жизнедеятельностью живого организма, то, последовательно оставаясь на этой точке зрения, мы должны найти и осознанные и неосознанные аспекты в каждом психическом феномене. В современной психологии для большинства психических феноменов это вполне справедливо.

Осознанные аспекты психических процессов по традиции называют произвольными, контролируемыми, а неосознанные – как непроизвольными, неконтролируемыми, автоматическими.

Например, мотивы, являющиеся с точки зрения системной концепции психики одним из элементов функциональной системы, традиционно разделяют на осознаваемые и неосознаваемые. Деятельность, рассматриваемую как другой элемент функциональной системы, тоже традиционно разделяют на контролируемую и автоматизированную. Психические процессы внимание и память разделяют на произвольные и непроизвольные.

Однако некоторые психические процессы, а именно ощущение, восприятие и мышление по традиции рассматриваются только как произвольные, осознаваемые, а эмоции – только как непроизвольные, неконтролируемые. Это явно противоречит представлению о сознании и бессознательном как о двух равноценных параллельных контурах самоуправления.

Правильнее будет рассматривать ощущение и восприятие как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса психического отражения, а эмоции и мышление – как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса формирования отношения индивида к действительности.

Необходимо также отметить, что не бывает полностью осознаваемых или абсолютно неосознаваемых психических процессов. В любом учебнике психологии можно прочитать, например, что принципиально невозможны полностью автоматизированные (и, следовательно, неосознаваемые) двигательные навыки; что непроизвольные, неосознаваемые мотивы когда-то раньше были вполне осознаваемыми, но потом были большей частью «вытеснены» в неосознаваемую, бессознательную область, стали неосознаваемыми; что непроизвольное, неосознаваемое запоминание связано с вполне осознаваемыми мотивами и целями; что возникновение неконтролируемых эмоций может зависеть от вполне осознаваемого достижения цели и т. д.

Терминами сознательное и бессознательное, сознание и «несознание» условно очерчиваются только крайние границы функционирования психических процессов, которые характеризуются большей или меньшей осознанностью.

 

ГЛАВА III. СИСТЕМНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХИКИ