Наблюдение

Методы психологического исследования

Психологическое исследование включает следую­щие этапы: 1) формулировку проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) проверку гипотезы; 4) интерпретацию результатов проверки. В основном о методах психологии говорят в связи с третьим этапом – проверкой гипотезы.

Метод – способ организации деятельности. В широком смысле к способам отно­сятся и самые общие принципы, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом.

В психологии для подтверждения или опровержения правомерности гипотезы используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностическое исследование.

 

Одним из наиболее типичных способов работы исследователя – слежение за объектом (человеком, груп­пой) в ожидании, когда интересующие исследователя яв­ления проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать.

Способ работы, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение, называется наблюдением.

Наблюдение является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Невмешательст­во исследователя является наиболее важной характери­стикой метода. Однако этот принцип определяет как достоинства, так и недостатки метода наблюдения.

Достоинством метода является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и в обычных для него ситуациях (на работе, на занятиях) ведет себя естественно.

Недостатками метода являются следующие:

1) исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, мо­гут происходить некоторые изменения, но он не в состо­янии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно может менять общую картину, в которой зачастую теряется та гипотетическая связь меж­ду явлениями, обнаружение которой составляет цель ис­следования.

2) исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важны­ми. Что именно выделяется и как оценивается зависит от субъективных факторов исследователя.

3) исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игно­рировать противоречащие ей факты.

Чтобы избежать подобной субъективности наблюдение проводится не одним, а несколькими исследовате­лями, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), состав­ляют специальные шкалы оценки поведения объекта (с обоснованием критериев оценки) и др.