Традиционная медицинская модель
Значение психологии в подготовке студентов-медиков
Для реализации комплексного подхода к человеку и разработки стратегии и способов достижения им здоровья врачу необходимо наряду с глубоким знанием медико-биологических дисциплин, не менее глубокое знание психологии.
Знание психологии нужно врачу не только для того, чтобы влиять на картину мира своего клиента (в частности на внутреннюю картину болезни), управлять его когнитивными и эмоциональными процессами, поведением, психосоматическими отношениями, но и для того, чтобы помочь больному стать соучастником лечебного процесса, активизировать его направленность на здоровье.
Традиционная медицинская модель предполагает, что доктор несет ответственность за пациента, в том смысле, что власть в их отношениях принадлежит доктору. Эта модель утверждает, что болезнь следует определенным законам, законам жизни микробов, аккумуляции холестерола, роста кровяного давления и пр., а отношение пациента к болезни имеет некоторое, но не основное значение.
Болезнь бывает эндогенной или экзогенной и приходит потому, что человек стал «жертвой» инородных тел (вирусов, бактерий, микробов). Некоторый намек на ответственность при этом подходе ложится на человека, если он не следует предписаниям своего доктора. Когда человек поправляется, то это потому, что у него хороший доктор и лекарства или, благодаря генетической «случайности», у него крепкая конституция, которая помогла выздороветь (В. Шуте, 1993).