Традиционная медицинская модель

Значение психологии в подготовке студентов-медиков

Для реализации комплексного подхода к человеку и разработки стратегии и способов достижения им здоровья врачу необходимо наря­ду с глубоким знанием медико-биологических дисциплин, не менее глубо­кое знание психологии.

Знание психологии нужно врачу не только для того, чтобы влиять на картину мира своего клиента (в частности на внутреннюю картину бо­лезни), управлять его когнитивными и эмоциональными процессами, пове­дением, психосоматическими отношениями, но и для того, чтобы помочь больному стать соучастником лечебного процесса, активизировать его направленность на здоровье.

Традиционная медицинская модель предполагает, что доктор несет ответственность за пациента, в том смысле, что власть в их отношениях принадлежит доктору. Эта модель утверждает, что болезнь следует опре­деленным законам, законам жизни микробов, аккумуляции холестерола, рос­та кровяного давления и пр., а отношение пациента к болезни имеет не­которое, но не основное значение.

Болезнь бывает эндогенной или экзо­генной и приходит потому, что человек стал «жертвой» инородных тел (вирусов, бактерий, микробов). Некоторый намек на ответственность при этом подходе ложится на человека, если он не следует предписаниям сво­его доктора. Когда человек поправляется, то это потому, что у него хо­роший доктор и лекарства или, благодаря генетической «случайности», у него крепкая конституция, которая помогла выздороветь (В. Шуте, 1993).