Социально-политический строй Киевской Руси в XI-н.XII вв.

Первые признаки непрочности политического единства Киевской Руси проявились уже в конце правления Владимира. Его сын Ярослав, княживший в Новгороде, отказался повиноваться отцу и уплачивать дань Киеву. Разгневанный Владимир велел готовить поход на север, но внезапно скончался (1015г.). Русь потрясла вторая междоусобица, ещё более кровавая и длительная (1015–1019гг.). По преданию, приемный сын Владимира Святополк Окаянный захватил власть в Киеве и расправился с братьями Борисом, Глебом и Святославом, подослав к ним убийц. Некоторые современные ученые высказывают мнение о причастности к этому злодеянию и самого Ярослава (устранение соперников было выгодно и для него). В борьбе за власть Ярослав опирался на поддержку новгородцев, а Святополк – на печенегов и войско тестя, польского короля Болеслава I Храброго. Только в 1019 году Ярославу удалось занять Киевский престол, а бежавший Святополк умер по пути в Польшу. Но и после этого Ярослав не остался единовластным правителем: в 1024–1036 гг. он разделял власть над Русью с последним братом, Мстиславом Тьмутараканским. В истории Ярослав известен под прозванием Мудрый за любовь к просвещению и умелое управление страной. Он правил в Киеве в 1019–1054 гг. В 1036 году Ярослав Мудрый окончательно разгромил печенегов под Киевом и воздвиг на этом месте знаменитый Софийский собор. Кроме того, он начал большое строительство в Киеве, возвел новые стены с Золотыми воротами, открыл школы и собрал большую библиотеку. Ярослав начал составление свода законов «Русская правда», который дополнили его сыновья и внук Владимир Мономах.

«Русская правда» (её краткая редакция) состояла из «Правды Ярослава» (около 1016 г.) и «Правды Ярославичей» (2-ая половина XI века). Изучение этого важнейшего источника позволяет выявить основные категории населения Киевской Руси. Значительную их часть составляли свободные крестьяне, общинники (люди), зависимость которых от князей ограничивалась выплатой дани в ходе полюдья. Состав зависимого населения был более пестрым. Смерды были полусвободными княжескими данниками, несшими различные повинности в пользу князя. Если смерд умирал, не оставив мужского потомства, его имущество переходило к князю. Кроме того, за убийство людины полагался штраф в 40 гривен (денежная единица, весившая около 400 г серебра), а за смерда – штраф всего в 5 гривен.

Рабов называли холопами и челядью, они являлись бесправной частью населения. За убийство холопа хозяин подвергался лишь церковному покаянию. Холопство было полным (обельным) и неполным. Источниками обельного холопства были плен, самопродажа в холопство и женитьба на рабыне. Промежуточное положение занимали закупы и рядовичи. Разорившийся общинник мог пойти в долговую кабалу к князю или дружиннику, взяв ссуду (купу). После этого он должен был работать на хозяина, но имел право вернуться на свободу, уплатив долг. Закуп имел свое хозяйство, но в случае побега его обращали в полного холопа. Хозяин мог подвергнуть закупа телесным наказаниям. Рядович заключал договор (ряд) о выполнении каких-либо работ. Кроме того, существовали изгои (порвавшие связь со своей общиной) и пущенники (отпущенные на волю рабы).

Таким образом, Киевская Русь являлась раннефеодальным государством, в котором сосуществовало несколько хозяйственных укладов. Это касается и политического устройства. В городах, особенно в Новгороде, продолжало действовать вече, народное собрание свободных хозяев. Избранные на вече старейшины участвовали в Боярской думе, совете при князе. Княжеская дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками (мечниками, вирниками). Хозяйством крупных землевладельцев (князей, бояр) управляли тиуны, т.е. княжеская дружина являлась не только военной силой, но и аппаратом управления. В случае внешней опасности в войско включали и городское ополчение.