Образование древнерусского государства.

Славянские племена и их расселение.

Тема 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ.

К VI веку славянские племена заняли обширную территорию от верховьев Одера до среднего течения Днепра. В VI-VIII вв. единая славянская общность разрушается, начинается расселение славян по трем основным направлениям: на запад – Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы; на юг – Балканский полуостров; на восток и северо-восток – Восточноевропейская равнина. В будущем появится различие между тремя славянскими группами: западной (поляки, чехи, словаки), южной (болгары, сербы, хорваты, македонцы) и восточной (русские, украинцы, белорусы). Именно восточные славяне расселились на территории, вошедшей в состав Киевской Руси. В ходе расселения происходило разложение родоплеменного строя, новые общности носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Несколько небольших племенных княжений составляли более крупные, племенные союзы. Самыми северными были словене, проживавшие в районе озера Ильмень и реки Волхов до Финского залива. Южнее размещались полочане (в среднем течении Западной Двины) и кривичи (в верховьях Волги). Восточнее всех жили вятичи (в бассейне Оки) и волыняне (на Буге). По берегам Днепра расселились дреговичи (от дрягва – болото) и радимичи, а в среднем течении этой реки – поляне. Их северные соседи, древляне, расположились на реке Припять, а самые южные, уличи и тиверцы, – на берегах Днестра. Подобное расположение славянских племен не случайно: реки были важнейшими транспортными путями Киевской Руси, знаменитый торговый путь «из варяг в греки» шел от Балтийского моря (Варяжского) до Черного (Русского) по рекам Нева, Волхов и Днепр. Но между собой племена торговали мало: занятия были сходными. Восточные славяне занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством (сбор меда диких пчел). Первичным звеном социальной организации была территориальная община – вервь. Соседи совместно владели сенокосами, лесными угодьями, а пашенная земля была разделена между семьями. Постепенно происходило расслоение, возникала частная собственность, выделялась дружина, росла власть знати, появлялись князья.

 

 

Одно из первых описаний начального развития древнерусского государства оставил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в «Повести временных лет» (конец XI–начало XII вв.). Автор упоминает об образовании в VI веке в среднем Поднепровье мощного союза славянских племен, принявшего название одного из них: «рос» или «рус». В VIII-IX вв. произошло объединение нескольких десятков лесостепных племен с центром в Киеве. Нестор также сообщает, что враждовавшие на севере Руси племена ильменских словен и кривичей для наведения порядка и прекращения межплеменных распрей пригласили варяжского князя Рюрика, который прибыл с братьями Трувором и Синеусом в 862 году и стал править в Новгороде, а братья – в Белоозере и Изборске. В 879 году Рюрик умер, завещав своему сподвижнику Олегу (879-912 гг.) заботу о малолетнем сыне Игоре. В 882 году князь Олег, захватив обманом Киев, объединил два крупных восточнославянских центра: Новгород, на севере, и Киев, на юге. Так, по версии Нестора, возникло древнерусское государство, экономической основой которого стал торговый путь «из варяг в греки».

Сведения, изложенные в «Повести временных лет», стали основанием для возникновения в XVIII веке Норманнской теории, авторами которой стали немецкие ученые Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер, жившие в России. По их теории, государство у восточных славян создали норманны – викинги, которых на Руси называли варягами. Но уже в XVIII веке противники версии Миллера и Байера – антинорманисты (М.В.Ломоносов); споры о возникновении славянского государства продолжались в XIX в. (Д.И.Иловайский, И.Е.Забелин, Н.И.Костомаров), и в XX в. (Б.А.Рыбаков).

Антинорманисты пытались отрицать присутствие варягов на Руси и их участие в создании древнерусской государственности. Необходимо помнить, что государственность не может возникнуть внезапно – она итог длительного, самостоятельного развития общества.

По мнению антинорманистов, само приглашение варягов на «княжение» свидельствовало о том, что такая форма правления была уже известна славянам. Более того, в VIII–IX веках славяне и викинги находились примерно на одном уровне социального развития. А арабские источники первой половины IX века (т.е. до прихода Рюрика) сообщают о существовании славянского княжества с центром Куяба (Киев), а некоторые ученые считают его правителей Аскольда и Дира представителями южнорусской династии.

Много неясностей таится и в легенде, изложенной Нестором. Исследователи часто отрицают существование Трувора и Синеуса, так как древнескандинавские слова «сине хус трувер» означают не имена, а «с домом и дружиной». Кроме того, «погнали варягов за море» может указывать не на Скандинавский полуостров, а, возможно, на южный берег Балтики. Следовательно, варяги и викинги могли быть разными племенами.

Полное отрицание роли варягов в политических процессах IX века (крайний антинорманизм) едва ли оправданно. И в Западной Европе существовали примеры, когда правящая династия имела иноземные корни. Но варяги быстро растворились среди славян: если в начале X века имена правителей были скандинавского происхождения (Игорь, Ольга), то в конце X–начале XI века князья носили славянские имена: Святослав, Ярополк, Владимир.

Итак, после смерти Рюрика Олег выполнил историческую миссию объединения Киева и Новгорода. По преданию, он обманом заманил на ладью Аскольда и Дира, казнил их и заявил киевлянам, что отныне правителем Киева будет малолетний Игорь, а он, Олег, – его опекуном. Киев был объявлен «матерью городов русских». Олег проявил себя как опытный правитель и военачальник. В 907 году он совершил победоносный поход на Византию (наследницу Восточной Римской империи) и в 911 году заключил выгодный для Руси договор. Правивший после него Игорь (912–945 гг.) не отличался воинским талантом, его походы на Византию (941 и 944 гг.) кончились провалом. А погубила князя жадность. В 945 году во время полюдья (сбор дани князем с подвластных племен) Игорь хотел вторично взять дань с древлян и был за это казнен (разорван между двумя березами). Власть перешла к княгине Ольге, жене Игоря, правившей за малолетнего князя Святослава (957–972 гг.). Она жестоко отомстила древлянам за гибель мужа (был сожжен их город Искоростень) и четко определила размеры уплачиваемой дани (уроки), а также места её сбора (погосты). В 957 году, во время поездки в Константинополь (столица Византии), Ольга приняла христианство.

Князя Святослава, сына Игоря, начавшего своё самостоятельное правление ещё при жизни матери, некоторые ученые называют «Александром Македонским восточной Европы». Это был настоящий князь-воин, храбрый, энергичный, неприхотливый. Он присоединил земли вятичей на Оке, разбил волжских булгар, нанес сокрушительный удар Хазарскому каганату (965г.), неоднократно громил печенегов (кочевников из степей между Доном и Днепром), досаждавших Руси своими набегами. Святослав задумал создать гигантское государство, перенеся столицу на Дунай. В союзе с венграми, он разгромил болгар, а уже вместе с ними вступил в тяжелую войну с Византией (970–971гг.). Но силы оказались неравными, и Святослав, осажденный в крепости Доростол, был вынужден заключить мир с Византией. От планов продолжить войну он не отказался: отпустив большую часть дружины, зазимовал в низовьях Днепра и весной 972 года двинулся вверх по реке. У днепровских порогов его поджидали подкупленные византийцами печенеги, и в жестокой схватке Святослав был убит (972 г.).

Ещё при жизни Святослав сделал старшего сына Ярополка (972–980гг.) наместником в Киеве, Олегу (среднему сыну) передал землю древлян, а младшего, Владимира, отправил в Новгород. После гибели Святослава между сыновьями вспыхнула первая на Руси междоусобица. Из-за происков воеводы Свенельда, сумевшего поссорить братьев, Олег погиб в бою за город Овруч. Узнавший об этом Владимир в страхе бежал к варягам, но вскоре вернулся и двинулся на Киев с наемным войском. Ярополк укрылся в городе Родне. Но предатель, воевода Блуд, уговорил его вернуться в Киев для переговоров с Владимиром. Там Ярополк был подло убит, а князем Киевским стал Владимир I (980–1015гг.).