Наблюдение

Должно постоянно вестись надлежащее наблюдение в соответствии правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года. Его целями являются:

- поддержание постоянной бдительности с помощью зрения и слуха, а также всех других имеющихся в наличии средств в отношении любых существенных изменений в рабочей обстановке;

- всесторонняя оценка обстановки и опасности столкновения, посадки на мель и иных навигационных опасностей; и

- обнаружение терпящих бедствие судов или летательных аппаратов, лиц, потерпевших кораблекрушение, затонувших судов, их обломков и прочих опасностей для судоходства.

Наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание надлежащему наблюдению; он не должен брать на себя и ему нельзя поручать выполнение никаких других обязанностей, которые могли бы помешать ему выполнять эту задачу.

Обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого и отсутствия ухудшения видимости в ночное время или иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии, что в каждом таком случае:

- обстановка тщательно оценена и установлено без сомнения, что это безопасно;

- полностью учтены все соответствующие факторы, включая, но, не ограничиваясь этим, следующее:

· состояние погоды,

· видимость,

· интенсивность движения судов,

· близость навигационных опасностей,

· необходимость повышенного внимания при плавании по системам разделения

· движения или вблизи них, и

- имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка.

При определении того, что состав ходовой навигационной вахты достаточен для обеспечения постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен учитывать все соответствующие факторы, включая указанные в разделах Кодекса ПДНВ, а также следующие факторы:

- видимость, состояние погоды и моря;

- интенсивность движения судов и другую деятельность, осуществляемую в районе плавания судна;

- необходимость повышенного внимания при плавании по системам разделения движения и другим путям движения судов или вблизи них;

- дополнительную рабочую нагрузку, вызываемую характером функций судна, непосредственными эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;

- годность любых членов экипажа, которые при необходимости могут быть включены в состав вахты, к выполнению соответствующих обязанностей;

- знание и уверенность в профессиональной пригодности лиц командного состава и экипажа судна;

- опыт каждого вахтенного помощника капитана и знание им судового оборудования, порядка действий и маневренности судна;

- деятельность, осуществляемую на судне в любое данное время, включая радиосвязь, и возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;

- рабочее состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы аварийно-предупредительной сигнализации;

- управление рулем и гребным винтом и маневренные характеристики судна;

- размеры судна и обзор с места управления судном;

- конфигурацию мостика, в той мере, в какой такая конфигурация может препятствовать вахтенному обнаруживать посредством зрения или слуха любые изменения окружающей обстановки, и

- любые другие соответствующие стандарты, процедуры или руководства, относящиеся к организации вахты и годности к выполнению обязанностей, которые приняты ИМО.