Репортирование и вещание.

Письменная речь.

Информативно- описательные обучающие тексты.

Информационный стиль

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТОНАЦИИ.

ЛЕКЦИЯ 15.

  1. Информативно-описательный обучающий монолог.
  2. Информативно-описательный обучающий монолог.
  3. Информативные диалоги

 

В данной лекции мы попытаемся подробно описать каждый интонационный стиль. Выбор интонационного стиля определяется главным образом целью высказывания, а уже затем, прочими экстралингвистическими и социальными факторами. Вы помните, что обычно выделяется 5 интонационных стилей:

1. Информационный стиль

2. Академический стиль (научный)

3. Публицистический стиль (художественный)

4. Ораторский стиль (ораторское искусство)

5. Разговорный стиль (фамильярный).

Данная классификация не является чем-то неестественным, она основывается на вполне конкретных примерах.

Маркеры интонационных стилей ограничиваются определёнными ситуационными контекстами и коммуникативной целью говорящего. Интонационный стиль можно рассматривать как добавочное средство для уточнения передаваемой мысли.

Будем считать, что цель коммуникации определяет типы информации, передаваемой посредством устных текстов. Т.о., типы информации могут быть следующими: информативными, передающими отношение говорящего (эмотивными, модальными), волеизъявительными (советующими). Каждый из этих типов реализуется посредством специфических просодических характеристик.
Такие стилистически окрашенные видоизменения просодических признаков представляют собой инварианты стиля,образующие интонационные модели для всех подстилей (register) данного стиля.

Т.о., можно сказать, что существует ярко выраженная тенденция, благодаря которой супрасегментные просодические характеристики образуют базовый комплекс повторяющихся моделей, которые время от времени распределяются, создавая особый просодический или паралингвистический эффект.

Инвариант интонационных моделей, используемый в определённой области коммуникации в данный период времени, можно рассматривать как норму или идеал речевого поведения в этой области коммуникации. Однако цель фонетистов состоит не только в том, чтобы определить инварианты, но и зафиксировать и описать отклонения от них. Эти отклонения не должны выходить за рамки, установленные в пределах этого инварианта.

Выше уже было сказано, что интонационные модели различаются в соответствии с типом информации, задействованным в коммуникации. По-видимому, интонационные модели могут использоваться с информативными целями, с эмотивными целями, с волеизъявительными целями, посредством которых говорящий выполняет существующие задачи. Поскольку любой дискурс несёт какую-нибудь информацию, то в любом стиле присутствует информативные интонационные модели. Дистрибуция эмотивных и волеизъявительных моделей создаёт определённые интонационные стили и отличает их один от другого. Точки зрения такой дистрибуции информативный стиль является самым нейтральным, поскольку его главная цель состоит в безличной передаче интонации (без вовлечения говорящего). Именно поэтому мы начнём характеризовать интонационные стили, начиная с него.

Необходимо также отметить, что любой интонационный стиль представляет собой чрезвычайно сложное и неоднородное явление. Даже единичный акт речи включает в себя огромное разнообразие факторов, и может рассматриваться с разных, порой противоположных точек зрения.