Гос строй Древней Индии.

Древняя Индия.

Из всей Истории Древней Индии самым интересным явл. период 4 – 2 вв. до н.э., когда сформировалась самая крупная Империя на Востоке. Империя – «Маурьи».

«Тхармамастра» - мораль, норма поведения, добродетель, долг, высший закон, обязательств для каждого правоверного индуса.

Самая известная «Тхармамастра» - законы «Ману» - (2 в. до н.э. – 2в. н.э).

Процесс социального расслоения в Др. Индии не привел к социальному формированию классов, а привел к возникновению особых сословных групп или «варп».

Таких варп было 4 (основных):

· жрецы (брахманы),

· кшатрии

· вайшии

· шудры (слуги)

Законы «ману» называют 7 разных групп рабов, исходя из источников рабства.

Все рабы были неправоспособны, заключенные ими сделки считались недействительными. При продаже раба выплачивалась пошлина в пользу гос-ва в размере 20 – 25% от его стоимости. Потомство раба считалось собственностью хозяина.

Все индийское население делилось на 2 категории:

1. дважды рожденные вайшии, кшатри, брахманы. Второе рождение было связано с особым ритуалом, который позволял человеку изучать священные книги.

2. единожды рожденные (шудры) не допускались к изучению священных книг.

В Индии существовало 3 формы собственности на землю:

1. гос. земли – земли, захваченные у соседей.

2. общинные земли – владельческие права общин на землю были исключительные: община имела неограниченное право обладания над землей, т.е. продавать, дарить и т.д. Община располагала пастбищами, дорогами.

3. Частное крестьянское землевладение или землевладение большой семьи. Данная форма позволяла пользоваться широкими правами и обязывала землевладельца выполнять одно обязательство – выплачивать налог в пользу гос-ва.

 

В др. Индии существовали примитивные племенные гос-ва.(1 в. до н.э.), небольшие по территории по форме правления монархии, где ключевую роль играли брахманы или олигархические кшатрийские республики, в которых полит. власть осуществлялась военными. Правителями этих гос-в были раджи с широкой компетенцией:

1. обеспечение простейших функций управления.

2. внешняя безопасность.

3. отправление правосудия.

4. распоряжение земельным фондом.

5. сбор ренты (налога).

 

В некоторых гос-вах власть раджи была выборной, в некоторых – наследственной. При радже действовал совещательный орган «Паришард» входили кшатрии и брахманы. Постепенно эти гос-ва приходили в упадок и на их месте формировались новые слабые маленькие гос-ва. Характерной чертой древнеиндийской цивилизации была невостребованность единой сильной гос. власти. Главных причин 2:

1. жесткая варпа – кастовая система с фиксированным местом человека в ней с неукоснительным соблюдением религиозно – нравственных установок поведения в них.

2. крепость, автономность общинной организации. Индийская община с ее натуральным хоз-вом была замкнута и изолирована от внешних влияний. Самодостаточность общины не ставило потребности в единой гос. власти.

В 4 в. до н.э. начала формироваться империя «Мауриев» (просуществовала до з в. до н.э.) – это была относительно централизованная Восточная Монархия.

Империя сложилась в результате войн, покорения ряда племен. Важным фактором складывания империи было моральное завоевание, т.е. распространение религиозного, культурного влияния развитых Северо – Восточных областей Индии на другие страны. Империя «Мауриев» проводила не только силовую политику, но и гибкую политику объединения страны. В частности, в состав империи были включены полуавтономные гос-ва, сохранившие свои обычаи, свои органы управления и т.д. Эти гос-ва находились в вассальной зависимости и выплачивали дань, оказывали военную помощь империи «Мауриев». В империи «Мауриев» никогда не прекращалась борьба двух тенденций:

1. К установлению единого державного правления.

2. К сепаратизму (раздробленности) – последнее победило.

Центральная власть возглавлялась раджой или девараджи – богоугодный царь (один человек). Он должен был выполнять особую тхарму – охрана подданных. За ее выполнение государь получал налог (Бали). Кроме этого он получал налоги на содержание административно – управленческого аппарата. Царь был главой адм. Аппарата, ведал назначением должностных лиц и осуществлял контроль за их деятельностью.

Все царские чиновники делились на две группы:

1. чиновники центрального управления

2. чиновники местного управления.

Особое место занимали советники царя, которые составляли совещательный коллегиальный орган (матрипаришат).

Особая группа старших чиновников была связана с организацией управления царских хозяйств и пополнением казны.

Среди чиновников (высших) особое место занимали главный судья , советник царя по юр. вопросам, советник царя по культуре, советник по воспитанию детей и верховный придворный жрец.

Чиновники назначались царской властью, а так же чиновничьи должности переходили по наследству.

Что касается местного управления.

Территория Индии была разделена на 5 крупных провинций. Они делились на округа, а округа делились на сельские области. Во главе провинции стоял царевич. Его функция – защита, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ. Во главе округа находился окружной начальник, главной функцией которого было следить за сельскими администрациями, а во главе сельских областей находился староста.

Суд Др. Индии.Было 2 системы судов:

1. Царские судьи.

2. Внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд с участием царя или замещавшая его судейская коллегия, куда входил брахман и еще 3 судьи. Во всех адм. единицах, начиная с 10 деревень, суд вершила судебная коллегия из 3 судейских чиновников. Наряду с ней действовали спец. суды по разбору уголовных дел и осуществлению надзора за ворами.

В борьбе с преступностью особая нагрузка лежала на городских властях, которые с помощью агентов проводили обыски, устраивали облавы, и т.д. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами.

Армиякомплектовалась из наследственных воинов, пленников и воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности, торговыми гильдиями, номами и зависимыми союзниками, армия была кастовой. Оружие могли носить только «Кшатрии». Другие, дваждырожденные, могли браться за оружие только тогда, когда начиналась война. Армия так же выполняла функцию общественного порядка.

Право Др. Индии.Наряду с термином «Тхарма» в древнем индийском праве существовало понятие «Ньяя» - закон.

Существует большое кол-во различных «Дхармашастр», «Дхармасутр», в которых содержится различные аспекты Др. Индийского права. Самое известное из них «Дхармашастра», законы «Ману» (2 в. до н.э.-2 в. н.э.)

Для всех известных источников права характерна одна тенденция: в ранних источниках рассматривались преступления против личности (убийства, прелюбодейства,

воровство и т.д.), а в более поздних все большее внимание уделялось договорным имущественным отношениям. Ответственность за нарушение этих отношений (о неуплате долга, разделе имущества и т.д.).

Начиная с (Законов.Ману – З. М..) называется 18 поводов судебного разбирательства. Они делятся на группы:

1. О нарушениях договорных отношений.

2. О неуплате жалованья, нарушения соглашений, отмена купли – продажи.

3. Клевета, оскорбление действием, кражи, убийства.

4. Нарушение норм брачно – семейного и наследственного права.

Литература чисто светского содержания, относящаяся к науке, политике – это так называемая «артмашастра».

Третий источник обычное право или право, основанное на обычае.

Законы «Ману» достаточно подробно регулировали имущественные отношения. Нормы права охраняли земледельческие права общин, деревень, селений. Права оговаривали возможность ограничения широких полномочий земледельца общинника интересами общины.

Понятие собственности сложилось в первом тысячелетии до н.э. В законах «Ману» содержатся нормы о сроках давности владения, пользования вещью, после чего вещь превращается в собственность. Для движимого имущества – 10 лет, для недвижимого – 20 лет. Закон предусматривал исключение для слабоумных, больных детей и т.д. Цена на землю была фиксирована, но допускалась цена надбавки, но она шла не продавцу, а, вместе с налогом, в казну. В «З. М.» были допущены законные способы приобретения имущества:

1. передача по наследству.

2. в дар

3. покупка

4. завоевание

5. ростовщичество

6. получение милостыни

7. исполнение работы.

По закону первые 3 способа приобретения имущества были доступны для всех,

4-ый пункт – только для кшатриев; 5 – 7 – для вайшиев; 6 – привилегия брахманов.

Более половины из 18 поводов судебного разбирательства касались норм обязательственного права, в частности, найм, займ, купля – продажа, хранение и т.д.

Предусматривались гарантии исполнения договоров в форме поручительства и залога. Договор составлялся письменно. Сделка признавалась недействительной, если заключалась: а) тайно, б) без свидетелей, в) путем обмана или насилия, г) пьяным или безумным человеком, д) человеком, находящимся в состоянии гнева, е) стариком,

ж) ребенком, з) уродом. Дееспособность женщин была ограничена, как и несамостоятельных членов семьи: сына, зависящего от отца; отца, зависящего от сына и т.д. – сделки были неправомерны и наказывались штрафом. Ыл создан институт возвращения долгов.

Размер процентов по долгам различался в зависимости от того, в каком количестве было взято в долг и к какой варпе принадлежал должник.

Закон презрительно трактует наемный труд, он презирался высшими варпами и назывался «собачий образ жизни».

Наемный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу и его заработок не выплачивался, если он был болен, и работа из-за этого была немного не закончена.

Закон подробно рассмотрел договоры хранения, товарищества, поручительства, купли – продажи. В них предусматривалось освобождение от ответственности хранителя вклада, если вклад был потерян в результате стихийного бедствия или вмешательства «царебога» или воров.

Кастовые барьеры накладывали особенно к представителям высших варп: самопродажа и продажа родственников в рабство. Считалось низкое деяние и влекло за собой изгнание из «касты». Договор купли – продажи мог быть расторгнут в течение 10 дней.