Экспериментальное исследование
Применяется, когда социологи имеют дело с проблемами лидерства, поведенческими моделями сотрудничества и конкуренции. Например, исследователь хочет выяснить, влияют ли на мнение студентов о преподавателях суждения студентов, которые у них учились в прошлом году. Экспериментатор подбирает две учебные группы, сообщает первой группе, что прошлогодние студенты очень низко оценили преподавателя. Второй же группе не дает никакой информации о мнении студентов. Проходит час занятий, и каждой группе предлагается охарактеризовать своего преподавателя. Первая группа является экспериментальной - на нее оказало влияние мнение прошлогодних студентов, которое является независимой переменной. Вторая группа называется контрольной - она не подвергалась влиянию независимой переменной.
Эксперимент является довольно «экзотическим» методом социального познания, поскольку «проводить опыты с людьми» считается занятием предосудительным. Однако в рамках социологии труда он применялся достаточно часто.
ВЫВОДЫ
Ø Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования.
Ø Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.
Ø При помощи количественных распределений ответов социология выявляет типичное мнение большой группы людей.
Ø Любой человек должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.
Ø Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач.
Ø Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.
Ø Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах.
Ø Формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респондента.