Методика, техника и процедура социологического исследования

Основы выборочного обследования

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей (группа респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении), отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным. Его основа – выборочная совокупность (уменьшенная копия генеральной совокупности).

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность (ее еще называют популяцией) – совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению, то есть все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной совокупностью). Генеральные совокупности настолько крупные, что опрос каждого представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Определение генеральной совокупности это определение основы выборки. После чего решается вопрос о типе выборки (тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность):

· сплошные (переписи, референдумы), опрашиваются все единицы из генеральной совокупности;

· «основного массива» (представляет опрос 60-70% генеральной совокупности).

· Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й);

· серийной выборки (генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования; например по 20% респондентов из каждой части);

· гнездовая (в качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их; данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой).

· квотная (наиболее сложный метод, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков)

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности (ошибке выборки) – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Предположим, что средний ежемесячный семейный доход пенсионеров в генеральной совокупности составляет 3 тыс. руб., а в выборочной – 6 тыс. руб. Это означает, что социолог опрашивал только зажиточную часть пенсионеров, а в его исследование вкралась ошибка репрезентативности.

Для репрезентативности исследования должна быть соответствующей структура выборки (процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность). Если в генеральной совокупности, к примеру, 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции трех возрастов. К возрастам могут добавиться классы, пол, национальность и т.д. Расхождение структуры двух совокупностей ведет к ошибке репрезентативности (к расхождению между генеральной и выборочной совокупностью), допустимое отклонение – 5%.

Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Социологов, часто проводящих эмпирические исследования, постоянно волнует вопрос о том, как много надо опрашивать человек, чтобы получить достоверную информацию? Институт Дж. Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объемом в 1500 человек и достигает поразительной точности (ошибка выборки составляет от 1 до 1,5%). Центр «Социо-Экспресс» Института социологии РАН проводит исследования на выборке объемом в 2000 человек, при этом ошибка выборки не превышает 3%.

Специалисты считают, что наилучшая выборка – не обязательно большая. Конечно, чем больше объем выборки, тем выше точность ее результатов. Однако огромная выборка не гарантирует успеха.