Плата за землю
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости. Сервитут - вещное право. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая - обязанной. Управомоченное лицо имеет право пользования имуществом обязанной стороны. Право владения, а также распоряжения вещью лицу, у которого имеется право на сервитут нет. В соответствии с п.2 ст.275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом договора купли-продажи, залога, и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого сервитут установлен. Существует два вида сервитутов: частный и публичный.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством на основании соглашения.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний, для различных целей. Сервитут может быть срочным и постоянным. Согласно п.9 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 1 установил в числе прочих принципов, принцип платности использования земли. Согласно данному принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Основными формами платы за землю выступают:
• земельный налог (статья 65 ЗК РФ, глава 31 НК РФ);
• арендная плата (статья 22 ЗК РФ).
Кроме того, в практике реализации земельных отношений также используются следующие виды платежей:
• плата за установление сервитута (статья 23 ЗК РФ);
• плата за предоставление земли (статья 28 ЗК РФ);
• плата за выкуп земельного участка (статья 2 Вводного закона к ЗК РФ).
Дополнительно устанавливаются платежи за проведение землеустроительных работ по формированию земельных участков и иные платежи, сопряженные с учетом земельных участков и его регистрацией.
В соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 42 ЗК РФ землепользователи обязаны своевременно вносить земельный налог, платежи за землю. В противном случае законодательством Российской Федерации предусмотрены меры ответственности за неуплату установленных законодательством платежей.
Вопросы установления и взимания земельного налога регулируются главой 31 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации взамен ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю». Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Согласно положениям главы 31 НК РФ земельный налог является местным налогом, формирующим доходную базу местных бюджетов. Налог уплачивается в бюджет муниципального образования по местонахождению земельных участков.
Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами
органов муниципальных образований о налогах;
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, своими нормативными правовыми актами вправе устанавливать:
- ставки земельного налога для земель различного использования;
- сроки уплаты земельного налога, например, ежеквартально или два раза в год, в том числе и возможность внесения авансовых платежей;
- категории землепользователей, освобождаемых от уплаты земельного налога (помимо установленных НК РФ категорий).
Органы местного самоуправления должны не позднее 1 марта доводить до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января каждого календарного года, которая не может быть изменена в течение года.
Налогоплательщиками земелъного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на следующем праве:
собственности
постоянного (бессрочного) пользования;
пожизненного наследуемого владения.
При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Налоговая база, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливаются исключительно НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности (например, земельных долей в сельском хозяйстве), определяется для каждого сособственника пропорционально его доле.
Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления в процентах от утвержденной для земельного участка кадастровой стоимости и не могут превышать следующие показатели:
• 0,3 % кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений в составе зон сельскохозяйственного использования, а также земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства;
• 1,5 % кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Не взимается налог за земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;