Земельные правоотношения

Земельные правоотношения - это общественные отношения, урегу­лируемые нормами земельного права, участники которых являются носителями прав и обязанностей.

Состоит из отдельных элементов: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).

Объектом земельных правоотношений является вещь, которая является основой возникновения земельного правоотношения, т.е. то, по поводу чего складываются отношения. Виды объектов земельных правоотношений закреплены в статье 6 Земельного кодекса РФ: земля как природный объект и природный ресурс, т.е. весь земельный фонд РФ в целом, его составные части в пределах определенных категорий; земельные участки, как объекты недвижимого имущества и также части земельных участков.

Согласно статье 11.1 этой главы ЗК РФ,

земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответ­ствии с федеральными законами.

С точки зрения целевого ис­пользования участков бывают:

садовый земельный участок - это земельный участок, предостав­ленный гражданину или приобретенный им для выращивания пло­довых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жи­лого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйствен­ных строений и сооружений);

огородный земельный участок - это земельный участок, предо­ставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жило­го строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

дачный земельный участок - это земельный участок, предостав­ленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяй­ственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйствен­ных культур и картофеля).

В Лесном и Водном кодексах Российской Федерации также есть определения лесного участка и водохозяйственного участка. И хотя указанные участки являются частью поверхности земли, располагаются на ней, они не идентичны по своим правовым ха­рактеристикам земельным участкам.

Субъекты земельных правоотношений – это участники этих отношений, которые имеют определенные права и обязанности. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); российские и иностранные юридические лица; государство(Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования.

 

Также к субъектам земельных правоотношений используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Все субъекты, как индивидуальные, так и коллективные обладают правосубъектностью, которая включает в себя две составляющие: правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя обязанности и исполнять их).

Земельные правоотношения можно классифицировать по различным признакам. Но главные из них - это отношения по собст­венности на землю и отношения по пользованию землей. По своему содержанию они могут быть имущественными (земля - объект сделок) и неимущественными (управленческие, надзорные, охранительные и др.).

Являясь классическими элементами правоотношений, элементы земельных правоотношений имеют некоторые специфиче­ские особенности, которые связаны с частной собственностью на зем­лю и гражданским оборотом земель.

С многообразием форм собственности на землю связаны и право­вые основания возникновения и прекращения земельных правоотно­шений. Помимо административных актов, в качестве оснований воз­никновения, изменения и прекращения земельных правоотношений выступают также сделки с землей (купля-продажа, дарение, аренда, ипотека и др.).

Земля как объект отношений имеет двойственный характер: она может выступать, с одной стороны, как недвижимое имущество (при совершении сделок, например), с другой, как природное тело (объект природы), выступая при этом в качестве средства производства. В свя­зи с этим земельные отношения могут регулироваться как нормами зе­мельного права, так и нормами гражданского права.

 

 

3. Источник права – это форма выражения правовых норм.

Источники земельного права - это нормативные правовые акты, которые содержат нормы земельного права. Источники земельного права образуют земельное законодательство.

Все нормативные правовые акты в зависимости от юридической силы расположены по строго иерархической системе и делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.

Законы РФ принимаются в особом порядке, который установлен Конституцией РФ. Законодательным органом является Федеральное Собрание (Парламент России), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает законопроект в трех чтениях, при каждом из которых проводится голосование депутатов, представителей народа. Другая палата – Совет Федерации либо одобряет, либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон. Принятый закон направляется Президенту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон или отклоняет его. Многоступенчатая процедура принятия федерального закона служит гарантией предупреждения, исключения непродуманных решений на законодательном уровне, обеспечивает профессиональное и квалифицированное их рассмотрение как важнейшего источника права.

Конституция РФ - основной закон государства, устанавливает ос­новные начала гражданского права (свобода экономической деятель­ности, многообразие и равенство форм собственности, неприкосновен­ность права собственности), обладает прямым действием на территории РФ.

Особое место в земельном законодательстве занимает кодифицированный нормативный акт - Земельный кодекс РФ.ЗК РФ является базой для развития всего текущего земельного законодательства на территории РФ. Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет земельного права, регулируются специальными законами. Например, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве» , «О ГКН» и др.

Лесной, Водный кодекс, законодательство о недрах, законы об охране окружающей среды применяются к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому субъекты РФ вправе принимать законы, которые регулируют земельные отношения в пределах территории этого субъекта, н/р Закон «О земле РБ» принят 30.12.2003 г. Этот закон должен соответствовать Земельному кодексу и другим федеральным законам.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Постановление Правительства РФне должен противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (п.3 ст.115 Конституции РФ).

К подзаконным нормативным актам министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные правовые акты), органов исполнительной власти субъектов РФ относятся приказы, инструкции, правила, регламенты и т.д. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ в пределах своих полномочий.

На таких же условиях могут издавать свои акты, содержащие нормы земельного права и органы местного самоуправления.

 

Федеральные законы, по общему правилу, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления их в силу.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона и федерального закона считается первая публикация полного его текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Датой принятия закона считается день его принятия Государственной думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией. Все законы подлежат обязательному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты не имеют обратной силы. По общему правилу они могут применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после вступления их в законную силу; вступают в действие одновременно на всей территории РФ и распространяются на всех лиц, находящихся на территории РФ. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

 

4. Право собственности -

закрепляет за его обладателем экономическую власть над принадлежащим ему имуществом – земельным участком.

Право собственности - это право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению и в своих интересах.

Право собственности на земельный участок, является самым полным имущественным правом, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. В основе этого права лежит дозволение совершать любые действия, не запрещенные законом (ч.1 ст.9 Конституции РФ). Формы собственности на землю в РФ установлены Конституцией РФ (ст. 9,36). На территории РФ введены 3 основных форм права соб­ственности на землю: государственная, муниципальная и частная. Они имеют свои разновидности и особенности. Здесь следует обратить внимание на правовые основания возникновения отношений по фор­мам земельной собственности.

Формы права собственности можно разделить на две группы: публичная и частная собственность. Публичной собственностью являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц. Статьей 27 Земельного кодекса РФ определен перечень земельных участков, которые ограничены или изъяты в обороте. Земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, установленных федеральными законами.

Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам;

Муниципальная- на собственность муниципальных районов, городов, сельских поселений, городских поселений, н/р МО «Иволгинский район» или МО «Сотниковское сельское поселение» состоит из 2 населенных пунктов с. Сотниково и с. Ошурково

В зависимости от количества собственников на одну вещь, выделяется общая

собственность, которая характеризуется тем, что земельный участок принадлежит не одному лицу, а двум или более лицам. Общая собственность может возникнуть в силу различных оснований: наследования, состояния в браке, образования крестьянского (фермерского) хозяйства, приватизации совместной покупки вещи, постройки дома и т.д.

Общая собственность подразделяется на два вида: долевая и совместная. Совместная собственность, в свою очередь подразделяется на совместную собственность супругов и совместную собственность членов крестьянско-фермерского хозяйства.

Права на недвижимое имущество возникают по общему правилу с момента государственной регистрации.

Как объект права земельный участок имеет целевое назначение и разрешенное использование, которые устанавливаются при предо­ставлении земельного участка и не подлежат самовольному измене­нию. Целевое назначение— это установленные законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель. Разрешенное использование - это условия и порядок эксплуатации земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременении.

 

Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Первые могут быть разделены на части, каждая из которых после этого об­разует самостоятельный земельный участок; при этом его разрешен­ное использование осуществляется без перевода в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Неделимым соответственно является земельный участок, не обладающий признаками делимого (т.е. его нельзя разделить на са­мостоятельные участки). Неделимым земельный участок может быть признан законом.

Одной из особенностей частной собственности на землю явля­ется нормирование земельных участков при их предоставлении. Су­ществуют три вида норм:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земель­ных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности для ведения крестьянского (фермерского) хозяй­ства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Россий­ской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Средняя районная норма была установлена в период проведе­ния земельной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установ­ления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан. При определении среднерайонной нормы, вся площадь сельхозугодий в пределах сельскохозяйственного предприятия района, за исключением земель, передаваемых в ведение органов местного самоуправления делится на суммар­ную численность следующих категорий лиц: работников сель­скохозяйственного предприятия; пенсионеров этих хозяйств; лиц занятых в социальной сфере на селе. Главы местных ад­министраций сельских районов вправе устанавливать диффе­ренцированную среднюю норму бесплатной передачи земель в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.

3. Нормы отвода устанавливаются для конкретных видов деятель­ности или в соответствии с правилами землепользования и за­стройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией для целей, не указанных выше.

Перечень прав и обязанностей собственников земель, установленный в ст. 40,42 ЗК РФ, может уточняться, дополняться нормами специальных законов.