Что концентризм даёт?
- доступность;
- возрастающую самостоятельность учащихся в переносе знаний, в "открытиях нового";
- развитие интуиции и мышления (побуждаются к сравнениям, проведению аналогий, к высказыванию догадок, к обобщениям).
3. Устная нумерация в каждом концентре опережает письменную, т.е. сначала учим называть числа, а потом писать их.
Что это даёт?
- опережение готовит к усвоению устной нумерации в новом концентре;
- анализ освоенных имён-числительных помогает раскрыть принцип образования новых чисел, их десятичный состав (Например, 11, 12; 21, 22; 101, 121 и т.д.) - забегание вперёд создаёт условия для формирования представления о бесконечности N.
4. Изучение нумерации связывается с изучением некоторых величин и их измерением, с установлением соотношений между различными единицами их измерения.
Например, таблица мер длины и массы.
1см, 1дм, 1м, 1км - модели разрядных единиц.
Преобразование значений величины и их сравнение расширяет представление о функциях числа.
5.В каждом концентре над новыми числами сначала выполняют арифметические действия, основанные на знании нумерации:
а) принципа образования натурального ряда чисел;
б) десятичного состава чисел.
Например: 5+1; 99+1; 100-1, 238+1 и т.д.
10+6, 16-10, 16-6;
100+20+6, 126-100, 126-20, 126-6, 126+1
120:10 и т.д.
Сколько дней продолжается жизнь человека?
365·100=36500(дн.) Менее!
А сколько это часов?
24·36500=876000(часов)
Чем отличаются друг от друга эти вычисления?
6. Закрепление и совершенствование знаний по нумерации происходит в ходе изучения арифметических действий.
Например, _1009
875
4. Технология изучения нумерации
1. Использование различных моделей нумерационных понятий.
2. Разнообразие предлагаемых упражнений.
Зачем? Как разнообразить задания, имеющие одну и ту же дидактическую функцию? (Рассматривать изучаемые понятия с разных сторон и позиций)
3. Систематизация постоянно пополняющихся знаний (повторение ранее изученного, сопоставление нового с известным, выявление общих закономерностей, принципов; всесторонняя характеристика числа).
Таблица "Схема разбора многозначного числа".
4. Связь с жизнью
- использование познавательного материала, связанного с воспитанием личности (по экологическим проблемам, этики поведения (например, ремонт 1 км автомобильной дороги обходится примерно в 600 миллионов рублей), патриотизма и т.п.);
- использование занимательного материала для чисел-великанов
(1 миллион миллиметров - это1км)
5. В изучении нумерации в каждом концентре выделяется определённая последовательность этапов:
1. Подготовительная работа.
2. Ознакомление с новым материалом.
3. Закрепление знаний и умений по всем нумерационным вопросам (направлениям изучения).
4. Систематизация знаний по нумерации.
1. Как определить содержание подготовительной работы?
(анализ новых знаний и подбор соответствующих упражнений)
Например, к изучению нумерации в концентре "Десяток"- дочисловая подготовка. Для определения её содержания мы анализировали понятие "число".
Что включить в подготовку к изучению концентра "Сотня"?
2. Изучение нового материала:
а) формирование представления о новой счётной единице (10, 100, 1000, 10000, 100000):
- способ получения 9+1, 99+1, 999+1, …;
- конкретизация (моделирование, создание реальных образов, опора на жизненный опыт (км., т., ц.);
- сопоставление и выявление общности принципа образованияразрядных единиц (основание - число 10); систематизация знаний-ППС
- счёт новыми единицами;
- выполнение арифметических действий над новыми счётными единицами: 7д.- 3д., 4д.· 6, 75т.׃ 3
б) рассмотрение способа образования произвольных чисел из новой области, выяснение их десятичного состава и обучение чтению;
в) одновременная работа над усвоением натуральной последовательности;
г) обучение записи чисел.
Например, в теме "Трёхзначные числа".