Разработка новых товаров.
Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый товар».
1.Исходит из временного критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в этом случае — не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.
2.Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности.
3.Базируется на следующей посылке: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара:
-изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;
-частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления;
-принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;
-появление товара, не имеющего аналогов.
Новым изделием можно считать такое серийное или массовое изделие, производство которого впервые освоено предприятием, при условии, что его разработка и постановка на производство осуществлялись в соответствии с ГОСТ 15.001.
Новый товар — это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств.
Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей.
Степень новизны (Н) изделия может быть определена по формуле:
где — число баллов, характеризующее новизну анализируемого изделия по всем параметрам;
— сумма высших рангов новизны изделия.
Таким образом, качественно новым можно считать изделие, которое в соответствии с предложенным методом расчета имеет новизну 70% и более. Изделия, обладающие новизной на уровне 20—70%, могут быть названы изделиями нового вида. Изделия со степенью новизны менее 20% относятся к изделиям незначительной новизны, не влияющей существенно на их качество.
Стадии (функция) разработки новых товаров включает:
1. Формирование идей — общее представление о товаре. Источники идей:
- потребители (опросы, письма, жалобы, предложения);
- конкуренты;
- торговый персонал;
- научные публикации, а также ученые и консультанты;
- творческие методы: мозговая атака, синектика (цель — выход за рамки ограничений, накладываемых на традиционное мышление);
- аналитические: морфологический анализ, анализ характеристик продукта, когда существующий продукт анализируется с точки зрения соответствия целям, которым он служит: функционально- стоимостной анализ — исследовать функции и элементы товара при сопоставлении с затратами на их осуществление.
2. Отбор идей — цель: как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи.
3. Разработка замысла товара и его проверка. Замысел — это проработанный вариант идеи, выраженный формулировками, понятными для потребителя.
4. Разработка стратегии маркетинга для конкретного замысла. Состоит их трех частей:
1) определяют объем целевого рынка, позицию товара, показатели сбыта, доли рынка и прибыли на ближайшие года;
2) определяют подход к распространению, ценовую политику и затраты на маркетинг в течении первого года;
3) определяет перспективные цели по сбыту и прибыли и долговременный стратегический подход к комплексу маркетинга.
5. Анализ экономических показателей — осуществляется стоимостная проработка товара: себестоимость, прибыль, рентабельность и анализируются возможности производства.
6. Разработка товара, т.е. конструкторская разработка, опытное производство, в т.ч. функциональные испытания, разработка марки, упаковки, рекламы, система послепродажного обслуживания.
7. Испытание в рыночных условиях — пробный маркетинг, когда в порядке эксперимента выбрасывается небольшая партия товара.
8. Развертывание коммерческого производства. Отвечают на вопросы: когда выводить на рынок, где продавать, кому продавать, как выводить на рынок. Составить смету затрат для каждого элемента комплекса маркетинга.
Оценка ассортимента товаров- ABC- анализ:
№ п/п | Названия товаров, расположенных по убыванию объемов их продаж | Доля каждого в номенклатуре в % | Доля в номенклатуре нарастающим итогом в % | Объем продаж | % от общего объема продаж | % нарастающим итогом | |
Товар 1 | А | ||||||
В | |||||||
1.5 | 96.5 | С | |||||
1.2 | 97.7 | ||||||
0.9 | 98.6 | ||||||
0.8 | 99.4 | ||||||
0.6 | |||||||
Всего: |
Информация для принятия решений по товару:
№ п/п | Название продукта | Оценка перспектив | Средняя арифметическая (или итого) | |||
Рынка | Сбыта на рынке | Ресурсного обеспечения | Прибыльности | |||
Выбор проекта нового товара среди возможных альтернатив можно производить в 2 этапа:
1. Анализируются следующие показатели:
- емкость рынка (круг потенциальных покупателей, их количество)
- преимущества потребителя при использовании товара
- существующие и требуемые ресурсы производства и сбыта при переходе на новый товар
- совместимость нового товара с производимыми (не будет ли новый товар конкурентом другим товарам, производимым фирмой)
- ожидаемая конкурентоспособность
- возможные риски
- прибыльность
- связь с производимыми товарами, технологией и сбытом
- степень стандартизации и дифференциации
- можно ли создать товарный ряд
- потенциальные цикл жизни и цикл эксплуатации товара
- влияние на имидж, устойчивость к сезонным факторам и т.п.
2. Рассчитываются индексы ценности товарных проектов и выбирается товар с наибольшим индексом ценности:
где: Iц - индекс ценности проекта нового товара;
Вту - возможность технического успеха (1 - 10);
Вку - возможность коммерческого успеха (1 - 10);
ОПгод - годовой объем продаж в физическом выражении;
П1 - прибыль на единицу товара;
ЦЖТ - цикл жизни товара;
Сп - полная стоимость проекта.