Лекция «Перерасчет, изменение размера платы за коммунальные услуги. Льготы на оплату коммунальных услуг, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг».
Перерасчет платы за коммунальные услуги производится при отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 календарных дней подряд. Перерасчет платы за водо-, электро- и газоснабжение осуществляется, если в квартире нет индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг. Перерасчет осуществляется на основании письменного заявления потребителя, к которому необходимо приложить:
-копия командировочного удостоверения с места работы;
- справка о прохождении лечения в стационарном лечебном учреждении;
- проездные билеты;
- свидетельство о регистрации по месту пребывания;
- счета за проживание в гостинице, общежитии;
- иные документы, с достоверностью подтверждающие отсутствие жильцов.
Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней исполнителем пропорционально количеству дней временного отсутствия жильцов, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места постоянного жительства и день прибытия на это место.
Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги осуществляется в случае предоставления услуг ненадлежащего качества либо с перерывами, которые превышают установленную продолжительность. Порядок предоставления таких услуг влечет за собой уменьшение размера оплаты за них.
Факт непредоставления коммунальных ресурсов можно установить посредством уведомления, которое направляется потребителем в аварийно- диспетчерскую службу. Такое уведомление может быть как письменной форме так и в устной (чаще по телефону), оно подлежит обязательной регистрации в аварийно – диспетчерской службе. Потребитель обязан:
- указать сведения о себе: фамилия, имя, отчество; адрес места проживания;
- вид коммунальной услуги ( непредоставленной или предоставленной ненадлежащего качества).
Аварийно- диспетчерская служба обязана:
- сообщить о том, кто принял уведомление (фамилия, имя, отчество);
- регистрационный номер уведомления и время ее приема.
Если причины непредоставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества известны аварийно- диспетчерской службе, то тогда данная служба обязана немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую запись в журнале регистрации.
Если причина не известна, то тогда сотрудник аварийно- диспетчерской службы согласовывает с потребителем точную дату и время проверки качества предоставления коммунальных услуг. В ходе проверки составляется акт, который подписывается двумя сторонами: потребителем и исполнителем. Если в результате проверки соглашение между исполнителем и потребителем достигнуто не было, то назначается новая дата и время проведения проверки, на которую приглашаются представитель общественного объединения потребителей и представитель государственной жилищной инспекции. По результатам второй проверки также составляется акт, где указывается дата и время начала проверки, какие нарушения были допущены, и подписывается потребителем и исполнителем. Данный акт является основанием перерасчета платы за коммунальные услуги. Если услуги не предоставлялись или предоставлялись не качественно, в результате чего был причинен ущерб жизни и здоровью потребителя, а также совместно проживающих с ним лиц, его (их) имуществу, а также общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, то составляют акт, в котором фиксирует факт причинения такого ущерба. Данный акт должен быть составлен исполнителем или его представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно – диспетчерскую службу в двух экземплярах.
Датой начала непредоставления коммунальных или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
- время уведомления потребителем в аварийно- диспетчерскую службу о факте случившегося;
- время, указанное в акте, в случае обнаружения исполнителем предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
- время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным или индивидуальным прибором учета, в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.
Окончание предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества:
-с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества;
- со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.
В случаях, предусмотренных законом некоторым потребителям могут быть предоставлены льготы на оплату коммунальных услуг:
1) потребителям, которым предоставлены субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
2) оплата коммунальных услуг потребителям, которым предоставлена компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или в отношении которых применяются меры социальной поддержки граждан в денежной форме, осуществляется без уменьшения размера платы за коммунальные услуги;
3) если в жилом помещении проживают потребители, которым за счет средств соответствующих бюджетов предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или в отношении которых применяются иные меры социальной поддержки граждан в денежной форме, то размер платы за коммунальные услуги на величину компенсации или величину соответствующих мер социальной поддержки не уменьшается;
4) если в жилом помещении проживают потребители, которым предоставляются льготы в виде скидки, то размер платы уменьшается на величину данной скидки.
Предусмотрены случаи приостановления или ограничения коммунальных услуг.
Исполнитель вправе приостановить предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя, в случае:
1)возникновения аварии на оборудовании или сетях;
2) возникновения непреодолимой силы, стихийных бедствий.
Исполнитель вправе приостановить услуги через 1 месяц после письменного уведомления потребителя в случае:
1) самовольного подключения потребителя к инженерным системам;
2) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние, которых несет ответственность потребитель и в других случаях, предусмотренных законом.
При наличии вины потребителя исполнитель вправе после предупреждения приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в следующем порядке:
- при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным письменным извещением потребителя (за 3 суток).
- в случае непогашения задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением, отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
- исполнитель направляет в письменной форме потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения оснований для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
При ограничении коммунальных услуг исполнитель вправе уменьшить объемы подачи коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.
Приостановление и (или) ограничение коммунальных услуг потребителям, которые полностью выполняют свои обязательства, не допускается. Приостановление (ограничение) коммунальных услуг не является основанием расторжения договора.
Лекция «Управление многоквартирным домом. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования».
Единого понятия «управление многоквартирным домом» отсутствует в законодательстве, хотя в Жилищном Кодексе РФ посвящен данной теме целый раздел. Чтобы дать определение данному понятию, необходимо выделить его признаки:
1) осуществляемая деятельность (управление);
2) объект управления (многоквартирный дом);
По объекту управления выделяют формы управления:
- управление жилищным фондом;
- управление общим имуществом в доме.
3) субъект управления (лицо или группа лиц, которые своими действиями воздействуют на объект управления);
4) целенаправленность (субъект, осуществляя свою деятельность, имеет определенные цели и задачи);
5) согласованность (управление может осуществляться только на основе согласованных условий между собственниками помещений).
Исходя из признаков управления многоквартирным домом, можно сказать, что это определенная согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с ЖК РФ собственники помещений обязаны в течение года со дня проведения конкурса по выбору управляющей организацией органами местного самоуправления выбрать способ управления домом:
1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3. управление управляющей организации.
Выбор способа управления зависит от количества квартир в доме, какие управляющие организации существуют на рынке жилищно – коммунальных услуг и т.д.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, возможны следующие варианты отношений со сторонними организациями:
1) договоры на поставку коммунальных услуг заключаются с каждым собственником помещений в доме от своего имени;
2) договоры оказания услуг по содержанию, выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Данный договор заключается со всеми собственниками помещений или с большинством собственников помещений. При этом большинство выступает в договоре в качестве одной стороны;
3) заключение договоров на жилищно- коммунальные услуги от имени всех собственников помещений одним из собственников, действующего на основании доверенности.
Товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы (ЖК), потребительские кооперативы (ПК)- это юридические лица, которые вправе заключать договоры управления многоквартирным домом, договор об оказании коммунальных услуг и другие договоры. Здесь возможны следующие варианты:
1) собственники помещений дают право заключения договоров ТСЖ, ЖК, ПК. Данное право может быть закреплено в решении общего собрания собственников помещений;
2) собственники помещений дают право заключения договоров на поставку жилищно- коммунальных услуг ТСЖ, ЖК, ПК, которые в свою очередь заключают договоры управления с управляющей организацией, а организация осуществляет поиск поставщиков и заключает с ними договоры.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, собственники помещений заключают договоры управления, где указывается:
- состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес такого дома;
- перечень услуг, предоставляемые данной организацией;
- порядок определения цены договора, порядок внесения платы.
Договор управления по признакам совпадает с договором оказания возмездных услуг.
Договор управления заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме органов управления ТСЖ, ЖК, ПК) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. Изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, действующее жилищное законодательство представляет собственникам помещений выбрать наиболее удобный способ управления многоквартирным домом.
Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г., №170[19]. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования включает в себя:
- теплоснабжение;
- центральное отопление;
- горячее водоснабжение;
-децентрализованное теплоснабжение;
- внутренние устройства газоснабжения;
- внутридомовое электро-, радио- и телеоборудование;
- вентиляция;
- внутренний водопровод и канализация;
- мусоропроводы;
- лифты.
Данные правила содержат определенные требования при эксплуатации инженерного оборудования, что данное оборудование должно обеспечивать.
Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления;
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Эксплуатация системы децентрализованного теплоснабжения жилого дома с крышной котельной должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком регулирования температуры воды в системе отопления;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- поддержание требуемой температуры и давления воды на горячее водоснабжение в соответствии с установленными нормами.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:
- шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
- внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
- силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;
- электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);
- автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.
Расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.
При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10%, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 град. С.
Система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см2 (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа).
Мусоропровод включает в себя клапаны, дефлектор, зачистное моюще-дезинфицирующее устройство, шибер и мусоросборную камеру с оборудованием.
Мусоропровод с загрузочными клапанами в жилых зданиях располагают на площадках отапливаемых лестничных клеток или в поэтажных холлах; в общественных зданиях - преимущественно в комнатах для обслуживающего персонала, помещениях для хранения инвентаря и других подсобных помещениях.
На промежуточных площадках лестничных клеток загрузочные клапаны следует размещать через этаж. В южной климатической зоне ствол мусоропровода может размещаться на неотапливаемых лестничных клетках и в наружных переходах. В Северной климатической зоне ствол мусоропровода располагают в глубине здания.
Содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
Данные правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами контроля и надзора, органами местного самоуправления.