Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль западного Средневековья развивалась по мере эволюции феодализма.

Ранее средневековье (VI-X в.) экономические проблемы этого периода нашли свое отражение в источниках, относящихся к франкскому королевству и представлены «варварскими правдами» (запись права германских племен, осевших в Римской провинции и образовавших королевство). Наиболее известны: Салическая, Бургунскач, Баварская и др. правды.

Так, в «Салической правде» (начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, пастбища, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чуждых ей элементов.

«Салическая правда»:

- содержит перечень штрафов за различные преступления;

- рассматривает сельское хозяйство как наиболее естественное занятие франков, ориентируясь в основном на натуральный тип хозяйства;

- отстаивает идеи свободной общины, устойчивости общинного землевладения, приоритета общинной собственности на землю;

- признает рабство, колонат, крупное землевладение;

- отражает возникновение ограниченного права наследования пахотного надела (аллода) в форме выделения собственности отдельных домохозяйств из общей собственности, появление имущественной дифференциации и социального неравенства.

Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла свое отражение в «Капитулярии о виллах» (начало IX в.), где проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчин является ее владелец.

Классическое средневековье (XI-XV в.в.) - экономическая мысль Западной Европы - занималась проблемами, связанными с эволюцией феодального поместья, экономической политики.

Проблемы средневековья (XII - XIV вв.) находят отражение в экономических идеях канонистов; наиболее ярким представителям канонистов являлся знаменитый итальянский богослов, аристократ Фома Аквинский (1224-1265 гг.). Основные труды: «О правлении государей» (представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями); «сумма теологии» (оценка товарно-денежных отношений).

Ключевые догмы, характерные для позднего феодализма:

- деньги не могут порождать деньги;

- необходимо сословное деление общества;

- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

- признание необходимости частной собственности;

- «справедливая цена» - цена, которая собрана издержкам и обеспечивает блага людям соразмерно их сословию;

- прибыль, получаемая купцами, не противоречит христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд;

- уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества;

- процент – вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.