Физическая культура — часть общей культуры общества и личности

Физическая культура (ФК) является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры как результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Как общественное явление ФК в большинстве стран имеет поддержку на государственном уровне. Общество заинтересованно в воспитании физически и духовно развитого, здорового молодого поколения, в подготовке его к жизни.

Основным стимулом для развития личности является удовлетворение социально-биологических потребностей человека, среди которых лидирует потребность в творчестве и самоутверждении личности. Наиболее доступный и демократичный путь для их реализации — занятия ФК.

Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определенные требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя таким образом само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и др. действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, т.к. они не являлись собственно трудом, военным делом и др.

Для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

· создание (зарождение) физического упражнения, т.е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

· в развитии ФК дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;

· ценности ФК принадлежали всему обществу, т.е. она носила бесклассовый характер;

· в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной ФК, т.е. ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

В Древнем мире ФК начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев. Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась ФК Древней Греции — древнегреческие игры стали прообразом современного международного олимпийского движения. В этот период зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной обоснованности.

В средние века ФК еще в большей степени обособляется от трудовой и военной деятельности. В ранний период феодализма влияние на физическое воспитание оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нему. Однако продолжали развиваться системы физических упражнений, основанные на местных традициях, одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания. В период 14-16 вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания. К середине 17 в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня.

В 19-20 вв. педагогические взгляды на физическое воспитание во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики. Происходит включение физического воспитания в программу школьного обучения, а также становление немецкой и шведской национальных гимнастических систем.

К середине 20 в. в мире наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании – гимнастического и спортивно-игрового, что свидетельствует о значительном уточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта. Средства физического воспитания и спорта обретают четкие черты их принадлежности к гимнастике, играм, туризму. Активному распространению физической культуры и спорта в мире способствовало то обстоятельство, что во второй половине века они выходят на уровень международных отношений, становятся средством демонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели. Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии. В 1920-е г. возникает новое направление в ФК — профессионально-прикладная физическая подготовка. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах заметно положительное влияние государственных структур на ход развития физической культуры и спорта. Все большее распространение получает внеурочная внешкольная работа по физическому воспитанию в виде дополнительных или факультативных занятий.

Здоровый, физически подготовленный человек, владеющий разнообразными умениями и навыками, быстрее сможет приспособиться к изменяющимся условиям среды, освоить новую профессию, более эффективно трудиться. Несмотря на увеличение доли умственного труда в современном производстве, физическая подготовленность работников не теряет своей актуальности, так как способствует повышению умственной работоспособности, снятию утомления и нервно-психического напряжения. В условиях стремительно развивающихся науки и техники проблема надежности человека в системе производства становится главенствующей.

Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частности, «преобразование своей собственной природы».

Физическая культура — часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств.

ФК удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе ФК имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

ФК представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся:

· спортивные сооружения;

· инвентарь;

· специальное оборудование;

· спортивная экипировка;

· медицинское обеспечение.

Ко вторым можно отнести:

· информацию;

· произведения искусства;

· разнообразные виды спорта;

· игры;

· комплексы физических упражнений;

· этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Результатом деятельности в ФК является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Функции ФК — объективно присущие ей свойства воздействовать на человека в определенных отношениях, удовлетворять потребности личности и общества.

Общекультурные социальные функции:

· нормативная (охватывает многообразие ценностей ФК — научные теории, учебники, программы и т.д.);

· гедонистическая (предполагает использование средств ФК для получения удовольствия от самих занятий физическими упражнениями);

· зрелищная (способствует обмену информацией между значительными массами людей);

· информационная (способствует распространению знаний о здоровье, уровне физической подготовленности);

· познавательная (помогает через средства ФК способствовать решению ряда социальных проблем);

· функция интеллектуализации (предполагает использование в области ФК знаний различных отраслей науки);

· социальная (содействует подготовке личности к успешному выполнению своих социальных обязанностей);

· воспитательная (помогает формировать целеустремленный характер).

Итак, ФК следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха ФК проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей ФК.