Вопрос 2 Особенности анализа отчётной информации в разрезе операционных сегментов

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов.

Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию до операционным сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

Чаще всего информация по операционным сегментам признается первичным форматом сегментарной отчетности и включает следующие показатели:

· общая величина выручки;

· финансовый результат (прибыль или убыток);

· общая балансовая величина активов (их суммарная величина вместе с нераспределенными между сегментами активами должна соответствовать сумме, отраженной по стр. 300 Баланса);

· общая величина обязательств (без учета задолженности по нало­гу на прибыль. Вместе с нераспределенными обязательствами она должна соответствовать сумме долгосрочных и краткосрочных обяза­тельств организации);

· общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

· общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

· совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочер­них обществ, совместной деятельности, а также общая величина вло­жений в эти зависимые, дочерние общества и совместную деятельность.

Как правило, не представляет большой сложности определение величины выручки сегмента и его финансового результата, который рас­считывается как разность между выручкой и расходами сегмента без об­щехозяйственных и прочих расходов, относящихся к организации в целом.

Сложнее распределить между сегментами и прочими операциями все остальные показатели. Практика не выработала до сих пор точных методов такого распределения. Поэтому согласно МСФО 14, если рас­пределение сумм активов, обязательств и других показателей являет­ся спорным, то лучше их обозначить в отчетности как нераспределен­ные. Как правило, не составляет труда распределение большинства показателей между сегментами тогда, когда эти сегменты являются составляющими не одной организации, а группы предприятий.

Так как менее проблематичной является идентификация выруч­ки и финансового результата для выделенных операционных сегмен­тов, становится возможным рассчитать следующие основные показа­тели деятельности сегмента:

· динамика выручки от продаж сегмента;

· удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом;

· динамика финансового результата сегмента;

· удельный вес финансового результата сегмента в общей вели­чине финансового результата деятельности организации в целом;

· рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика;

· расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их измене­ние.

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно как для внутреннего управления, так и для внешних пользователей бухгалтер­ской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).