II этап: ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПЛАНА АУДИТА

I этап : ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

На этапе предварительного планирования аудитору ( ауд.фирме ) необходимо решить вопрос о целесообразности сотрудничества с клиентом; определить причины, побудившие клиента прибегнуть к услугам данного аудитора ; определить трудоёмкость, оценить собственные способности к выполнению работы ( квалификация, независимость, аттестаты , лицензия ).

Кроме этого, необходимо получить общую информацию о клиенте ; его организационное устройство; познакомиться с ответственными лицами; выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность клиента; собрать сведения об аффилированных лицах ( дочерних , зависимых предприятиях, основных контрагентах ).

Если риск высок – следует отказать клиенту; если нет – составить письмо-обязательство о согласии на проведение аудита, сформировать аудиторскую группу, заключить договор.

 

Перед составлением общего плана аудита аудитор должен решить для себя ряд вопросов (назовём их подэтапами ):

1. Определение объёма аудита – это предмет профессионального суждения аудитора.

2. Оценка существенности в аудите ( или материальности ).

 

Согласно стандарта № 4 «Существенность в аудите» от 23.09.02г.:

Аудитор обязан оценить существенность и её взаимосвязь с аудиторским риском.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях считается существенной, если её пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской отчетности.

Аудитор оценивает то что является существенным по своему профессиональному суждению.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности (%) с целью выявления существенных искажений.

 

ПРИМЕР: Предприятие показало в отчётности сумму чистой прибыли равную 352000 руб.

Аудитор при планировании определил предельно допустимые суммы ошибок

( уровни существенности ) : - min граница – 5% ;

- max граница - 10 %.

По данным аудитора после проверки чистая прибыль составила 360000 руб.

Как можно оценить данную ошибку?:

- ниже минимальной границы – несущественная, такой ошибкой можно пре-

небречь, посчитав отчетность достоверной ;

- выше максимальной границы – существенная, ставящая под сомнение в целом

достоверность бух.отчетности ;

- между границами – в этом случае аудитору потребуется дополнительная

информация и более глубокий анализ с целью отнесения этой ошибки к су-

щественной или несущественной.

РЕШЕНИЕ:

1.Определяем сумму ошибки.

360000 - 352000 = 8000 руб.

2.Определяем сумму минимальной ошибки.

352000 x 5 : 100 = 17600 руб.

3.Определяем сумму максимальной ошибки.

352000 x 10 : 100 = 35200 руб.

 

ВЫВОД: Ошибка, обнаруженная аудитором, ниже минимальной

границы, следовательно она несущественная, ею можно

пренебречь, она не влияет на достоверность бух.отчетности.

 

 

Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отчетности сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность.

 

ПРИМЕР : Доходы организации – 1000000 руб. Ошибка в сторону занижения доходов составила

2000 руб.

Расходы организации- 995000 руб. Ошибка в сторону завышения расходов составила

1000 руб.

Финансовый результат деятельности организации (прибыль) составил = 100000- 995000=5000руб. Ошибка- 1002000-994000=8000руб, т.е. занижение прибыли на 3000 руб.Таким образом, аудитор должен иметь в виду, что отдельные отмеченные им искажения могут не иметь существенного значения сами по себе, а искажения, взятые в совокупности могут иметь существенный характер.

3Оценка аудиторского риска.

 

Согласно стандарта № 8 «Оценка аудиторских рисков и …» от 04.07.03г:

Аудитору следует использовать своё профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

В стандарте даётся определение следующим терминам : ауд.риск, неотъемлемый риск, риск средств контроля, риск необнаружения.

АУДИТОРСКИЙ РИСК – риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержаться существенные искажения, т.е. это означает вероятность того, что бух.отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения аудитором её достоверности или аудитор признаёт, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет.

Аудиторский риск (АР) включает 3 составные части:

1.неотъемлемый риск ( внутрихозяйственный риск ) - ВХР

2.риск средств контроля (контрольный риск) - РК

3.риск необнаружения (процедурный риск) - РН

 

НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ РИСК (ВХР) – означает риск, связанный со спецификой самой компании-аудируемого лица: - квалификация персонала;

- честность, добросовестность персонала;

- потенциальная возможность технического устаревания;

- сложность лежащих в основе учета операций.

 

РИСК СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ – это риск неэффективности систем бух.учета и СВК у аудируемого лица.

 

РИСК НЕОБНАРУЖЕНИЯ - это риск того, что аудиторские процедуры по-существу не позволяют обнаружить аудитору реально существующие искажения или ошибки, имеющие существенный характер.

 

Существует 2 метода оценки аудиторского риска:

1. Оценочный (индуктивный)- аудитор исходя из своего профессионального суждения определяет его как: - высокий;

–вероятный;

–маловероятный.

2. Количественный – расчет различных моделей аудиторского риска.

ПАР (ПР) = ВХР x РК x РН

ПАР

РН = ВХР x РК

 

Между уровнем существенности и степенью аудиторского риска существует обратная зависимость:

- чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск;

- чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск.

 

СИТУАЦИЯ № 12: Требуется рассчитать аудиторский риск, если :

ВХР = 95% ;

РК = 60 % ;

РН = 15 %.

Снизить аудиторский риск до 3 %.

Определите действия аудитора для снижения аудиторского риска.

 

РЕШЕНИЕ:

1.Определяем приемлемый аудиторский риск.

ПАР = 95% x 60% x 15% = 0.95 x 0.6 x 0.15 = 0.085

100% 100% 100%

 

0.85 x 100 % = 8.5 %

 

2.Снизить ПАР за счет ВХР и РК аудитор не может , т.к. они связаны со спецификой

аудируемого лица, следовательно, необходимо снизить РН.

3 %

РН = 95% x 60% = 0.03 : ( 0.95 x 0.6 ) = 0.053

0.053 x 100% = 5 %

 

ВЫВОД : Следует - совершенствовать своё профессиональное суждение при

выборе аудиторских процедур по существу;

- повышать квалификацию ( самообразование, переподготовка,

семинары, курсы и т. п. ) ;

- увеличивать опыт, участвуя в аудиторских проверках.