Физической культуры
Учебные занятия как обязательная и основная форма
Организация учебной работы
Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ-
ного образования второго поколения предусматривает в цикле общегумани-
тарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 учебных ча-
сов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном базовом курсе на
весь период обучения. Учебные занятия являются основной формой физиче-
ского воспитания в вузе. Они включаются в учебные планы и расписание за-
нятий по всем специальностям.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура
наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе
физического воспитания (рис. 1.1). Включенное в систему образования
и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу
физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важ-
ных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических
способностей.
Рис. 1.1. Физическое воспитание как педагогический процесс
Программой по физической культуре предусмотрены следующие раз-
делы: теоретический, практический и контрольный.
Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-
практических знаний в области физической культуры.
Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-
практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкуль-
турно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных
и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего
приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию спе-
циализации в физической культуре и спорте в целях достижения физического
совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способ-
ностей, направленного формирования качеств и свойств личности.
Физическое воспитание—
вид воспитания, специфика которого заключается
в обучении движениям и развитии физических качеств
человека
Физическое образование —
процесс формирования у чело-
века двигательных умений
и навыков, а также передачи
специальных физкультурных
знаний
Развитие физических качеств —
целенаправленное воздействие
на развитие физических качеств чело-
века посредством нормированных
функциональных нагрузок
Формирование спортивных двига-
тельных умений и навыков
Формирование жизненно важных
двигательных умений и навыков
Передача специальных физкуль-
турных знаний
Координационные способности
Силовые способности
Скоростные способности
Выносливость
Гибкость
Контрольный раздел определяет дифференцированный и объективный
учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные
занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информа-
цию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, со-
стоянии и динамики физического развития, физической и профессионально-
прикладной подготовленности каждого студента.