Физической культуры

Учебные занятия как обязательная и основная форма

Организация учебной работы

Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ-

ного образования второго поколения предусматривает в цикле общегумани-

тарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 учебных ча-

сов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном базовом курсе на

весь период обучения. Учебные занятия являются основной формой физиче-

ского воспитания в вузе. Они включаются в учебные планы и расписание за-

нятий по всем специальностям.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура

наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе

физического воспитания (рис. 1.1). Включенное в систему образования

и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу

физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важ-

ных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических

способностей.

Рис. 1.1. Физическое воспитание как педагогический процесс

Программой по физической культуре предусмотрены следующие раз-

делы: теоретический, практический и контрольный.

Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-

практических знаний в области физической культуры.

Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-

практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкуль-

турно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных

и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего

приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию спе-

циализации в физической культуре и спорте в целях достижения физического

совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способ-

ностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Физическое воспитание

вид воспитания, специфика которого заключается

в обучении движениям и развитии физических качеств

человека

Физическое образование —

процесс формирования у чело-

века двигательных умений

и навыков, а также передачи

специальных физкультурных

знаний

Развитие физических качеств —

целенаправленное воздействие

на развитие физических качеств чело-

века посредством нормированных

функциональных нагрузок

Формирование спортивных двига-

тельных умений и навыков

Формирование жизненно важных

двигательных умений и навыков

Передача специальных физкуль-

турных знаний

Координационные способности

Силовые способности

Скоростные способности

Выносливость

Гибкость

Контрольный раздел определяет дифференцированный и объективный

учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные

занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информа-

цию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, со-

стоянии и динамики физического развития, физической и профессионально-

прикладной подготовленности каждого студента.