Первое базовое значение Библии в истории цивилизации

В ней в сложном соотношении находятся парадигма и эмпирика.

И до сих пор

Она фактически существует до сих пор

И была выражена базовая парадигма будущей европейской цивилизации.

Когда происходит объединение сакрального и секулярного

Библия и сейчас является узлом, в котором оказались стянуты древность и современность, прошлое, настоящее и будущее. Из нее вышли не только различные религии, но и различные науки. И поэтому интерес к ней не угаснет, пока будет существовать человечество.

 

Можно выделить несколько ее базовых значений в жизни человечества, связанных с разными периодами его истории и, так или иначе, с современностью.

Во-первых, и как минимум она является таковым в религиозно-церковной сфере, которая все еще достаточно широка. Она является Священным Писанием для ряда конфессий – иудаизма, различных направлений христианства, ислама (она и возникала как священный текст). В этом плане она играет роль энциклопедического свода знаний, социо-культурных и особенно религиозных норм, обрядов, рецептов, идей. Именно она в той или иной степени организует движение соответствующих сегментов общества, помогает им избежать социального, культурного и политического хаоса, дает возможность и помогает транслировать эти социальные и культурные потоки во времени и пространстве.

Однако тут же надо заметить, что до сих пор Библия не используется по своему, так сказать, только прямому предназначению.

Речь о том, что, хотя она сразу создавалась в виде разного рода песнопений и текстов, предназначенных, прежде всего, для богослужения, фактически уже во время создания Пятикнижия Моисеева как синтетического текста, она далеко выходила за эти пределы.

Создавали ее авторы широко эрудированные в разных сферах культуры, религии и науки того времени, в том числе не только в области гуманитарных, т. е. обслуживающих общество дисциплин, но и в сфере точных и естественных знаний.

К тому же общество выходило на уровень цивилизации и нуждалось не только в устном предании как форме энциклопедического знания и трансляции культуры.

Явственно чувствуется необходимость создания письменного энциклопедического свода, который бы стал своего рода банком информации, накопленной человечеством в предшествующий период.

Энциклопедичность как особенность культуры, разумеется, предполагает редукцию, сокращение «ненужного» знания, которое противоречит основным постулатам, и, тем не менее, есть еще одна сторона этого феномена, связанная со складыванием непротиворечивого синтеза необходимого «знания».

По сути, этот синтез виден по всем священным текстам. Платон в своих диалогах пытается произвести своего рода кодификацию предшествующего философского наследия. Новозаветный комплекс синтезирует знание по истории деятельности Христа и апостолов, пытаясь не столько собрать воедино всю возможную информацию, сколько понять феноменальное явление «земной жизни» Бога-Сына как итог «языческого» развития человечества и начало нового этапа его истории. Просветители даже намеренно избрали жанр «энциклопедии» для изложения своих взглядов.

В этом плане «профанные» тексты будут представлять собой набор конкретных сочинений, количество которых жестко не устанавливается, а сакральные тексты тяготеют к единому собранию «под одной обложкой» (Библия, Коран, Луньюй).

Появляющийся в результате этой операции текст неизбежно начинает носить парадигмальный характер.

 

В дальнейшем происходит все большая сакрализация библейского текста и все больше выявляются его наиболее важные функции трансляции культуры путем воспитания и обучения и формирование синтетического энциклопедического текста, содержащего «Божью волю», т. е. необходимую для развития цивилизации парадигмальную конструкцию.

При этом на первый план активно выходит «воспитательная» функция и рецептуризация исходной информации.

Эту информацию в виде обрядовых и поведенческих норм, «заповедей», лозунгов и слоганов начинают внедрять в сознание «избранного народа».

В этом процессе одновременно можно увидеть логику развития любого гуманитарного знания.

Сначала идет вопрошание и поиск ответов на возникающие вопросы, что, по сути, отражает процесс постановки социо-культурных задач на новый этап развития. На следующей стадии происходит синтезирование первоначальных ответов и после этого и осуществляется транслирование «найденной» или «данной свыше» «истины» через воспитательный и образовательный механизмы.