Технология организации экспериментирования и элементарных опытов с детьми дошкольного возраста

 

Опыт всегда ставится на основе имеющихся у детей представлений и включает в себя:

1.Постановку познавательной задачи.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается педагогом, но может быть предложена и детьми. Ясно и четко сформулирована, осознана, мотивирована и принята ими.

2.Обсуждение способа решения задачи. Это предполагает специальный поиск: анализ, соотнесение известных неизвестных данных. В процессе обсуждения дети высказывают суждения, предположения о причинах явления, выбирают способ решения, т.е. определяют условия и организацию опыта.

3. Постановка опыта. При этом все условия должны быть уравнены и только одно из них, влияющее на результат опыта выделено, показано детям, осознано ими.

4. Сравнительное наблюдение после появления заметных изменений.

Опыт может проводиться как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в схемах-рисунках.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу (анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы).

По ходу опыта необходимо вспомнить с детьми, что мы хотим узнать, что мы для этого сделали, что произошло (получилось).

5. Подведение детей к суждениям, умозаключениям, самостоятельным выводам является завершающим моментом проведения опыта.

 

Необходимо помнить о недопустимости опытов приводящих к гибели, например, растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения (бледнеют, вытягиваются побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия. Важно учить детей таким приемам ухода, которые обеспечивают хороший рост и развитие растениям

Воспитывать устойчивый интерес к природе, гуманное отношение к растениям в ходе проведения опытов можно только на примере положительных результатов их деятельности.

Фиксация изменений в ходе опыта. Для фиксации наблюдаемых детьми изменений могут служить зарисовки, лепка объектов, рассказы о том, что увидели.

Зарисовки рассматриваемых цветов, листьев деревьев, плодов, лепка овощей, фруктов позволяет закреплять в памяти их особенности. Это развивает наблюдательность, обогащает представления детей.

 

Особенности детского экспериментирования.Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличиемможно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, служащими у детей наиважнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Нельзя заставить ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. Так, всегда надо доводить до конца посадку и пересадку растений, уход за животными уголка природы, возвращение животных в природу на то место, откуда они были взяты. Как правило, в таких опытах принимают участие старшие дошкольники, у которых чувство долга уже сформировано. Работа с живыми объектами дает для этого богатейшие возможности.

3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Следует радоваться открытиям своих воспитанников, одобрять их попытки мыслить самостоятельно, в группе создавать творческую атмосферу.

4. Дети не могут действовать, без обсуждения, пояснения своих действий. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.

Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творчески работающего человека независимо от его возраста.

Из сказанного вытекает вывод: при организации экспериментов в ДОУ необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

5. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние. Детей без особых склонностей к исследовательской работе, можно привлечь к зарисовке происходящих изменений с объектами в дневниках наблюдений или другой работе.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на огромную пользу фиксации результатов экспериментирования, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дошкольники способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков. В руках умелого педагога данная форма работы доставит детям большую радость, но при насильственном использовании ничего, кроме вреда, не принесет.

7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают.

Примеры содержания опытов. Опыты с водой:

Опыты со снегом и льдом:

- что быстрее и почему тает быстрее снег или лед; - какой снег быстрее тает рыхлый или плотный;

- какой лед быстрее тает колотый, рыхлый или целым куском;

- опыт с защитными свойствами снега: 3 одинаковые бутылки наполняют одинаковым количеством воды и помещают одну бутылку на поверхности снега, вторую не полностью закапывают в снег, третью как можно глубже закапывают в снег. Определяют, где быстрее вода замерзнет быстрее. Проведение данного опыта позволяет объяснить, для чего необходимо присыпать в сильный мороз корни деревьев и кустарников снегом, почему снегоуборочные машины увозят снег на поля, почему в народе говорят, «Много снега, много хлеба. Много воды, много зелени, травы»;

- рассматривание талой воды позволяет убедиться, что снег является фильтром воздуха.

Опыты с глиной и песком:

- формуется только сырой песок. Испечь с детьми «пирожки» их сухого, влажного песка;

- как пропускает воду песок, глина. Для этого подготовить одинаковое количество песка, глины и полить одинаковым количеством воды. Доказать детям необходимость приготовления почвенной смеси для посадки растений.

 

Опыты с комнатными растениями:

- особенности проращивания семян: проращивание семян гороха в сухом состоянии и в сосуде с влажной ватой;

- наблюдение за прореженным и загущенным посевом (редис, морковь, укроп);

- значение подкормки для растений (одно из двух взятых одинаковых растений удобрять, другое нет);

- влияние тепла на развертывание почек и появление листьев (поместить срезанные весной ветки в разные температурные условия);

- влияние света на рост растений;

- опыты по выращиванию рассады (посадить целый корнеплод картофеля, половину, четвертую часть;

- необходимость рыхления почвы растениям (полить растение с рыхлой и твердой почвой, наблюдать, насколько быстрее поступает к корням вода).

 

Литература:

1. Воз и меленькая тележка чудес. Опыты и экперименты для детей от3 до 7 лет/ Автор-составитель: Зубкова Н.М. – СПб.:Речь, 2007.

2.Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. /авторы-составители:Михайлова З.А. Бабаева Т.И.,Кларина и др. Пособие, СПб, 2012.

3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детсвое экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

4. Мир природы и ребенок /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 1998.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.