Сюжетно-ролевая игра. (Солнцева О.В.) Субъектные проявления в игре.
К теме 2. Игра.
Качества | 6-7 | 5-6 | 4-5 | 3-4 |
Интерес к игре | Интерес к разным видам игр как средству самовыражения, играм с продолжением на протяжении нескольких дней. | Интерес к отражению эмоционально-привлекательных событий в разных видах игр, к совместной игре со сверстниками | Интерес к отражению эмоционально-привлекательных действий через роль и взаимодействие с партнерами. | Интерес к отражению эмоционально привлекательных действий в игре |
Эмоциональная отзывчивость | Способность передавать характер и настроение игрового персонажа в зависимости от развития сюжета. Ориентироваться на эмоциональные проявления партнера в процессе игрового взаимодействия. | Способность передавать разнообразные чувства и настроения игровых героев в зависимости от развития сюжета. Проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к партнерам. | Способность менять игровое поведение в ответ на эмоциональное состояние партнера, передавать контрастные чувства, настроения героев. Эмоционально реагировать на настроение партнера по игре. | Способность менять игровое поведение в ответ на эмоциональное состояние игрового персонажа (кукла плачет, смеется…) |
Избирательность | Наличие предпочитаемых способов игры (речевое фантазирование, режиссирование, видов игр, содержания, ролей | Наличие любимых игровых тем, предпочитаемых событий, партнеров. Предпочтение определенных видов игр. | Наличие любимых игрушек и атрибутов. Предпочтение определенных ролей и действий. | Наличие любимых игрушек. Предпочтение определенных игровых действий |
Эудиция | Отражать в содержании игры впечатления от реальной жизни, фантазийные образы, основанные на сказках, мультфильмах, воображении. | Отражать в содержании игры впечатления от реальной жизни, фантазийные образы, основанные на сказках, мультфильмах, воображении. | Отражать в содержании игры впечатления от реальной жизни И сказочные образы | Отражать в содержании игры впечатления от реальной жизни |
Самостоятельность, игровая умелость. | В совместной игре с педагогом: Участвовать в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры, придумывать сюжетные линии, комбинировать и согласовывать варианты развития сюжета со сверстниками. Участвовать в создании коллекций предметов для разных игр В самостоятельной игре: Предлагать игровые события партнерам по игре, рассказывать о своих впечатлениях от посещения театра, музея, гипермаркета, о прочитанных сказках или просмотре мультфильмов. Разворачивать сюжетно-ролевую игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения. Создавать необходимые атрибуты для игры, используя продуктивную деятельность. Совместно с партнерами распределять роли.Использовать разнообразные игровые действия. | В совместной игре с педагогом: использовать игровое сюжетосложение. В самостоятельной игре: обозначать тему игры, договариваться об общем игровом замысле, чередовать придумывание 1-2 событий с их разыгрыванием, использовать разные способы распределения ролей, создавать игровую обстановку, включать элементы продуктивной деятельности в создание игровой обстановки. | В совместной игре с педагогом: включаться в разные ролевые диалоги, меняться ролями. В самостоятельной игре: договариваться о теме игры, обозначать игровую роль, вступать в ролевой диалог с партнерами использовать предметы-заместители, осуществлять воображаемые действия. Создавать игровую обстановку. | В совместной игре с педагогом: принимать игровую роль, использовать несложный игровой диалог, называть роль и игровые действия, дополнять игровую обстановку, использовать- предметы-заместители и воображаемые действия. В самостоятельной игре: Передавать несколько связанных действий, вступать в игровое взаимодействие с 1-2 партнерами, использовать атрибуты. |
Творчество | Придумывание вариантов развития разных игровых сюжетов. Создание игровых образов с использованием разных средств выразительности. | Придумывание новых игровых событий. Творческая интерпретация игровых образов. | Придумывание новых ролевых диалогов. | Создание элементарных игровых образов. |
Задачи развития игры (по ФГТ)
1. Принимать заинтересованное участие в игровой деятельности.
2. Проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к игровым образам, сопереживание событиям, происходящим в игре.
3. Использовать вербальные и невербальные средства общения по отношению к игровым партнерам.
4. Соблюдать нормы и правила поведения по отношению к игровым партнерам.
5. Самостоятельно применять освоенные способы игры для построения новых игровых сюжетов и создания игровых образов.
6. Проявлять инициативу в выдвижении и воплощении новых игровых замыслов.
7. Использовать освоенные игровые умения в самостоятельной и совместной со сверстниками игровой деятельности.
Старший возраст
Задачи развития игровой деятельности – как ориентация на зону ближайшего развития.
1 группа задач (интерес, эмоциональное отношение к игре)
- Проявлять интерес к разным видам сюжетных игр: сюжетно-ролевым, режиссерским.
- Иметь любимые игровые темы, сюжеты, роли.
2 группа задач (развитие взаимоотношений, способности к игровому взаимодействию со сверстником)
- Формирование детского игрового сообщества и дружеских взаимоотношений;
- Развитие способности использовать вербальные и невербальные средства общения по отношению к игровым партнерам.
- Развитие желания соблюдать нормы и правила поведения по отношению к игровым партнерам.
3 группа задач (развитие игры как деятельности, игровых умений)
- Развитие сюжетосложения сначала через передачу знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сюжет.
4 группа задач (развитие самостоятельности и игрового творчества)
- Развитие игрового творчества детей, желания вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, игрушки-самоделки и пр.
- Развитие способности самостоятельно применять освоенные способы игры для построения новых игровых сюжетов и создания игровых образов.
- Пробуждение инициативы в выдвижении и воплощении новых игровых замыслов.