ПРИНЯТИЕ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ

- принятие детьми цели совместной деятельности (присутствует единство партнеров в принятии цели, дети воспринимают ситуацию в целом, как ситуацию совместной задачи; присутствует частичное или формальное единство в процессе целепринятия, отличающееся тем, что в ходе выполнения задания цель проецируется на индивидуальную программу действий; дети разрозненны и индивидуализированы в принятии цели совместной деятельности, то есть цель не принимается как общая);

- представление детьми индивидуальных предложений и действий друг другу по реализации цели совместной деятельности (присутствует активное внесение разнообразных предложений, отвечающих возможному пути решения, умение считаться с интересами партнера, отсутствие дублирования партнерами предложений друг друга; наблюдается внесение отдельных, единичных предложений, не всегда соответствующих возможности их практического применения; отсутствие предложений партнеров друг другу по реализации цели совместной деятельности);

- ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- согласование и планирование совместной деятельности (присутствует планирование и согласование последовательности действий; планирование распространяется лишь на начальные действия, далее не поддерживается; планирование и согласование отсутствует);

- процесс деятельности (решение поставленной задачи) (наблюдается согласованное взаимодействие на протяжении всей деятельности; фрагментарное согласование в процессе деятельности, возможны также параллельные действия партнеров; согласование отсутствует, процесс деятельности протекает как работа рядом, но не вместе);

управление и регуляция совместной деятельностью (взаимная регуляция и управление действиями друг друга прослеживается постоянно, характеризуется общим положительным эмоциональным настроем в адрес партнера, доброжелательным вниманием, поддержкой, взаимными уступками и уместной конструктивной помощью, дети применяют способы контроля и координации действий по ходу выполнения задания, замечают отступления от первоначального замысла, действенно реагируют на них;

- управление и регуляция действиями друг друга наблюдается в отдельных моментах, от которых явно зависит итог совместной работы, общий положительный эмоциональный фон нарушается интонациями недовольства в адрес партнера, вызванными частичным недоверием, завышением оценки собственных действий; управление и регуляция слабо выражены или отсутствуют полностью);

- Подведение итого деятельности

- результат деятельности и отношение к нему участников (дети проявляют способность расценивать успех или неудачу с позиции общей работы, дети испытывают беспокойство за результат, готовы совместно внести коррективы, исправить недочеты; результат совместной работы дети оценивают с позиции индивидуального вклада каждого участника; отношение к результату как к итогу общей работы отсутствует).

ОЦЕНКА Способов коммуникации детей в процессе совместной деятельности:

- формы обсуждения содержания совместных действий (деловой диалог партнеров; монолог одного из участников сотрудничества; единичные не взаимосвязанные реплики участников);

- операции речевого общения (преобладание просьб, советов, уговоров, убеждений, сообщений, одобрений, доброжелательных порицаний или доминирование настаиваний, приказов, порицаний, несогласий и т. д.);

- невербальные средства общения (дистанционное расстояние между партнерами, мимическая, двигательная обращенность друг к другу, разнообразие жестов, частота и характер зрительных, тактильных контактов, частота улыбок, равномерность распределения контактов и наличие обратной связи).

В целом, высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях (Т.И. Бабаева – см. «Пед. диагностика…» 2 часть):

Умение устанавливать контакт со сверстником:

- проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты,).

Умение ориентироваться на партнёра с целью согласования позиций в общей деятельности:

- признает равенство прав участников;

-учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего решения задачи;

- замечает эмоциональное состояние партера, предлагает помощь.

Умение вести диалог:

- представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнёра форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т.п.).

- умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял.

- проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений, проявляет интерес к высказываниям партнёра.

- использует реплики поддерживающего характера.

Поведение в конфликтных ситуациях:

- стремится к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций;

- пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции:

- договаривается с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям.

Результат взаимодействия:

- проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности

- выражает готовность продолжить общение.

Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, воспитатель отмечает:

- какие проявления (положительные или отрицательные) преобладают у ребенка по отношению к сверстникам;

- какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуациях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;

- какова общая направленность положительных проявлений: широкая направленность по отношению к другим детям; узко- избирательная направленность - только по отношению к близким друзьями; эгоистическая направленность - проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;

- как проявляется самостоятельность положительных действий ребенка по отношению к сверстникам: проявляется без напоминания, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого.

- какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок; в какой педагогической помощи он нуждается.

 

6. Технология развития сотрудничества детей дошкольного возраста.

Технология развития сотрудничества разворачивается как трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

1 этап – обогащение представлений старших дошкольников о сверстнике как партнере совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса в сотрудничестве с ними. А так же развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности

2 этап – состоит из 3 шагов освоения детьми определенной модели сотрудничества: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей (по принципу усложнения).

Содержание моделей сотрудничества предлагается детям наглядно на картах-схемах.

Стратегия последовательного освоения детьми моделей сотрудничества:

1)Формирование представлений о данной модели сотрудничества на основе анализа практических, проблемных инсценированных ситуаций сотрудничества («Куклы, куклы, к нам спешите, как все делать расскажите»). В процессе включения детей в эти ситуации у них будет накапливаться опыт обсуждения и решения совместной задачи с применением модели, как потребности в необходимом способе решения совместной задачи.

2) Введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей содержание модели сотрудничества («Волшебные карточки – помощницы»). Для этого используют демонстрацию наглядной карты-схемы. Каждая карта отличается вариантом изображения способа распределения действий между партнерами в ходе совместного выполнения задания. Сначала анализ карты сотрудничества авторы рекомендуют проводить под непосредственным руководством, с пояснениями и вопросами, направляя последовательность анализа. Далее предлагают детям самостоятельно проанализировать карту, подобрать к каждому этапу иллюстрацию или привести пример соответствующей деятельности детей. Затем предлагается задание самостоятельно проанализировать особенности взаимодействия участников совместной деятельности (по иллюстрации или словесному описанию), но уже без развернутой карты-схемы и составить ее последовательность.

3) Закрепление представлений о модели происходит в процессе решения детьми практических ситуаций с целью усвоения зависимости результата совместной деятельности от последовательности компонентов, составляющих модель. Интересно предлагать детям проблемные ситуации с намеренной ошибкой.

4) Практикование дошкольников в применении модели сотрудничества на разном образовательном содержании занятий. Для практикования детей в применении каждой модели сотрудничества авторами разработана серия занятий. На занятиях ребенку предоставляется возможность выбора партнера для совместной деятельности по своему желанию.

3 этап технологии - предоставление широкой возможности для самостоятельного выбора детьми моделей сотрудничества, изолированного или комбинированного их применения в процессе совместного решения разнообразных образовательных задач на занятиях. Основное содержаниесоставляет самостоятельное, разнообразное, вариативное сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе решения задачи. При этом решается сразу несколько задач: практикование детей в освоенном опыте сотрудничества, оперирование полученными знаниями в самостоятельной деятельности посредством переноса их в новые условия вариативности применения, развитие умения адекватно определять свою позицию, ориентируясь на особенности образовательного содержания и собственный потенциал в деятельности и сотрудничестве.

 

(см.примеры Бабаева Т.И. Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду.СПБ. 2012

Исследование Л.С. Римашевской доказало, что развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками обеспечивается гибким изменением позиции педагога в детском сотрудничестве от обучающе-корректирующей (I этап), через направляюще-корректирующую (II этап), к позиции, стимулирующей и поддерживающей инициативы детей (III этап).

 

См. примеры диагностики, планирования и организации ситуаций по социально-нравственному воспитанию в учебном пособии

Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С.Римашевская Образовательная область «Социализация» СПб. 2012

 

Оценка общего уровня социально-нравственного развития ребенка старшего дошкольного возраста.

 

№ п/п   Проявления дошкольника   Степень выраженности (отметить знаком +)  
Постоянно часто эпизодически отсутствует  
  1.   Положительное, жизнерадостное состояние в детском саду          
    Отношения с воспитателем            
2. Доброжелательно относится к воспитателю          
  3. Охотно вступает в контакт с воспитателем              
  4. Проявляет инициативу в общении с воспитателем          
5. Выполняет требования воспитателя          
6. Учитывает в поведении оценку воспитателя          
  Отношения со сверстниками          
  1. Дружелюбен по отношению к сверстникам            
  2. Имеет постоянных друзей (друга)          
  3. Охотно участвует в совместных делах            
4. Способен к сотрудничеству          
  5. Проявляет инициативу в совместной деятельности          
  6. Пользуется симпатией и популярностью у сверстников          
  7. Способен уступить, принять общий замысел          
  8. Проявляет справедливость, может учитывать интересы других детей          
9. Соблюдает правила распределения и очередности          
      Коммуникация            
1.   В общении понятен другим          
2. Словесно выражает желания и чувства          
3. Участвует в групповых обсуждениях          
4. Умеет слушать других, действовать согласовано          
  Образ Я          
1. Положительная самооценка          
2. Проявляет уверенность          
3. Стремится к самостоятельности.          
4. Проявляет ответственность          
5. Стремится к улучшению своих результатов          
6. Стремится к будущей социальной позиции школьника          
  Реализация свободы выбора          
1. Инициативен и самостоятелен в выборе своего занятия          
2. Преодолевает трудности          
3. Доводит начатое дело до конца, проявляет настойчивость          
  Культурные навыки          
1. Соблюдает формы культурного общения со взрослым          
2. Соблюдает формы культурного общения со сверстниками          
3. Замечает эмоциональные состояния, настроение других людей            
4. Способен проявить сочувствие, заботу, взаимопомощь          
5. В трудных ситуациях общения апеллирует к правилам          
6. Способен сдержать свои реакции, если этого требует ситуация          
  Нравственные представления            
На конкретных примерах может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.          
2. Может оценить поступки с позиции правил          
3. Понимает внешнее выражение эмоциональных состояний          
4. Может рассказать о себе и своей семье          
             
                           

 

Оценка уровня социально-нравственного развития старших дошкольников происходит с учетом общих характеристик, заданных в программе «Детство», раздел 4. «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» (см. Уровни освоения программы).