ПРИНЯТИЕ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ
- принятие детьми цели совместной деятельности (присутствует единство партнеров в принятии цели, дети воспринимают ситуацию в целом, как ситуацию совместной задачи; присутствует частичное или формальное единство в процессе целепринятия, отличающееся тем, что в ходе выполнения задания цель проецируется на индивидуальную программу действий; дети разрозненны и индивидуализированы в принятии цели совместной деятельности, то есть цель не принимается как общая);
- представление детьми индивидуальных предложений и действий друг другу по реализации цели совместной деятельности (присутствует активное внесение разнообразных предложений, отвечающих возможному пути решения, умение считаться с интересами партнера, отсутствие дублирования партнерами предложений друг друга; наблюдается внесение отдельных, единичных предложений, не всегда соответствующих возможности их практического применения; отсутствие предложений партнеров друг другу по реализации цели совместной деятельности);
- ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- согласование и планирование совместной деятельности (присутствует планирование и согласование последовательности действий; планирование распространяется лишь на начальные действия, далее не поддерживается; планирование и согласование отсутствует);
- процесс деятельности (решение поставленной задачи) (наблюдается согласованное взаимодействие на протяжении всей деятельности; фрагментарное согласование в процессе деятельности, возможны также параллельные действия партнеров; согласование отсутствует, процесс деятельности протекает как работа рядом, но не вместе);
управление и регуляция совместной деятельностью (взаимная регуляция и управление действиями друг друга прослеживается постоянно, характеризуется общим положительным эмоциональным настроем в адрес партнера, доброжелательным вниманием, поддержкой, взаимными уступками и уместной конструктивной помощью, дети применяют способы контроля и координации действий по ходу выполнения задания, замечают отступления от первоначального замысла, действенно реагируют на них;
- управление и регуляция действиями друг друга наблюдается в отдельных моментах, от которых явно зависит итог совместной работы, общий положительный эмоциональный фон нарушается интонациями недовольства в адрес партнера, вызванными частичным недоверием, завышением оценки собственных действий; управление и регуляция слабо выражены или отсутствуют полностью);
- Подведение итого деятельности
- результат деятельности и отношение к нему участников (дети проявляют способность расценивать успех или неудачу с позиции общей работы, дети испытывают беспокойство за результат, готовы совместно внести коррективы, исправить недочеты; результат совместной работы дети оценивают с позиции индивидуального вклада каждого участника; отношение к результату как к итогу общей работы отсутствует).
ОЦЕНКА Способов коммуникации детей в процессе совместной деятельности:
- формы обсуждения содержания совместных действий (деловой диалог партнеров; монолог одного из участников сотрудничества; единичные не взаимосвязанные реплики участников);
- операции речевого общения (преобладание просьб, советов, уговоров, убеждений, сообщений, одобрений, доброжелательных порицаний или доминирование настаиваний, приказов, порицаний, несогласий и т. д.);
- невербальные средства общения (дистанционное расстояние между партнерами, мимическая, двигательная обращенность друг к другу, разнообразие жестов, частота и характер зрительных, тактильных контактов, частота улыбок, равномерность распределения контактов и наличие обратной связи).
В целом, высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях (Т.И. Бабаева – см. «Пед. диагностика…» 2 часть):
Умение устанавливать контакт со сверстником:
- проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты,).
Умение ориентироваться на партнёра с целью согласования позиций в общей деятельности:
- признает равенство прав участников;
-учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего решения задачи;
- замечает эмоциональное состояние партера, предлагает помощь.
Умение вести диалог:
- представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнёра форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т.п.).
- умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял.
- проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений, проявляет интерес к высказываниям партнёра.
- использует реплики поддерживающего характера.
Поведение в конфликтных ситуациях:
- стремится к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций;
- пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции:
- договаривается с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям.
Результат взаимодействия:
- проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности
- выражает готовность продолжить общение.
Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, воспитатель отмечает:
- какие проявления (положительные или отрицательные) преобладают у ребенка по отношению к сверстникам;
- какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуациях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;
- какова общая направленность положительных проявлений: широкая направленность по отношению к другим детям; узко- избирательная направленность - только по отношению к близким друзьями; эгоистическая направленность - проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;
- как проявляется самостоятельность положительных действий ребенка по отношению к сверстникам: проявляется без напоминания, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого.
- какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок; в какой педагогической помощи он нуждается.
6. Технология развития сотрудничества детей дошкольного возраста.
Технология развития сотрудничества разворачивается как трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.
1 этап – обогащение представлений старших дошкольников о сверстнике как партнере совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса в сотрудничестве с ними. А так же развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности
2 этап – состоит из 3 шагов освоения детьми определенной модели сотрудничества: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей (по принципу усложнения).
Содержание моделей сотрудничества предлагается детям наглядно на картах-схемах.
Стратегия последовательного освоения детьми моделей сотрудничества:
1)Формирование представлений о данной модели сотрудничества на основе анализа практических, проблемных инсценированных ситуаций сотрудничества («Куклы, куклы, к нам спешите, как все делать расскажите»). В процессе включения детей в эти ситуации у них будет накапливаться опыт обсуждения и решения совместной задачи с применением модели, как потребности в необходимом способе решения совместной задачи.
2) Введение обобщенной наглядной карты-схемы, отражающей содержание модели сотрудничества («Волшебные карточки – помощницы»). Для этого используют демонстрацию наглядной карты-схемы. Каждая карта отличается вариантом изображения способа распределения действий между партнерами в ходе совместного выполнения задания. Сначала анализ карты сотрудничества авторы рекомендуют проводить под непосредственным руководством, с пояснениями и вопросами, направляя последовательность анализа. Далее предлагают детям самостоятельно проанализировать карту, подобрать к каждому этапу иллюстрацию или привести пример соответствующей деятельности детей. Затем предлагается задание самостоятельно проанализировать особенности взаимодействия участников совместной деятельности (по иллюстрации или словесному описанию), но уже без развернутой карты-схемы и составить ее последовательность.
3) Закрепление представлений о модели происходит в процессе решения детьми практических ситуаций с целью усвоения зависимости результата совместной деятельности от последовательности компонентов, составляющих модель. Интересно предлагать детям проблемные ситуации с намеренной ошибкой.
4) Практикование дошкольников в применении модели сотрудничества на разном образовательном содержании занятий. Для практикования детей в применении каждой модели сотрудничества авторами разработана серия занятий. На занятиях ребенку предоставляется возможность выбора партнера для совместной деятельности по своему желанию.
3 этап технологии - предоставление широкой возможности для самостоятельного выбора детьми моделей сотрудничества, изолированного или комбинированного их применения в процессе совместного решения разнообразных образовательных задач на занятиях. Основное содержаниесоставляет самостоятельное, разнообразное, вариативное сотрудничество дошкольников со сверстниками в процессе решения задачи. При этом решается сразу несколько задач: практикование детей в освоенном опыте сотрудничества, оперирование полученными знаниями в самостоятельной деятельности посредством переноса их в новые условия вариативности применения, развитие умения адекватно определять свою позицию, ориентируясь на особенности образовательного содержания и собственный потенциал в деятельности и сотрудничестве.
(см.примеры Бабаева Т.И. Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду.СПБ. 2012
Исследование Л.С. Римашевской доказало, что развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками обеспечивается гибким изменением позиции педагога в детском сотрудничестве от обучающе-корректирующей (I этап), через направляюще-корректирующую (II этап), к позиции, стимулирующей и поддерживающей инициативы детей (III этап).
См. примеры диагностики, планирования и организации ситуаций по социально-нравственному воспитанию в учебном пособии
Т.И.Бабаева, Т.А.Березина, Л.С.Римашевская Образовательная область «Социализация» СПб. 2012
Оценка общего уровня социально-нравственного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
№ п/п | Проявления дошкольника | Степень выраженности (отметить знаком +) | |||||||||||
Постоянно | часто | эпизодически | отсутствует | ||||||||||
1. | Положительное, жизнерадостное состояние в детском саду | ||||||||||||
Отношения с воспитателем | |||||||||||||
2. | Доброжелательно относится к воспитателю | ||||||||||||
3. | Охотно вступает в контакт с воспитателем | ||||||||||||
4. | Проявляет инициативу в общении с воспитателем | ||||||||||||
5. | Выполняет требования воспитателя | ||||||||||||
6. | Учитывает в поведении оценку воспитателя | ||||||||||||
Отношения со сверстниками | |||||||||||||
1. | Дружелюбен по отношению к сверстникам | ||||||||||||
2. | Имеет постоянных друзей (друга) | ||||||||||||
3. | Охотно участвует в совместных делах | ||||||||||||
4. | Способен к сотрудничеству | ||||||||||||
5. | Проявляет инициативу в совместной деятельности | ||||||||||||
6. | Пользуется симпатией и популярностью у сверстников | ||||||||||||
7. | Способен уступить, принять общий замысел | ||||||||||||
8. | Проявляет справедливость, может учитывать интересы других детей | ||||||||||||
9. | Соблюдает правила распределения и очередности | ||||||||||||
Коммуникация | |||||||||||||
1. | В общении понятен другим | ||||||||||||
2. | Словесно выражает желания и чувства | ||||||||||||
3. | Участвует в групповых обсуждениях | ||||||||||||
4. | Умеет слушать других, действовать согласовано | ||||||||||||
Образ Я | |||||||||||||
1. | Положительная самооценка | ||||||||||||
2. | Проявляет уверенность | ||||||||||||
3. | Стремится к самостоятельности. | ||||||||||||
4. | Проявляет ответственность | ||||||||||||
5. | Стремится к улучшению своих результатов | ||||||||||||
6. | Стремится к будущей социальной позиции школьника | ||||||||||||
Реализация свободы выбора | |||||||||||||
1. | Инициативен и самостоятелен в выборе своего занятия | ||||||||||||
2. | Преодолевает трудности | ||||||||||||
3. | Доводит начатое дело до конца, проявляет настойчивость | ||||||||||||
Культурные навыки | |||||||||||||
1. | Соблюдает формы культурного общения со взрослым | ||||||||||||
2. | Соблюдает формы культурного общения со сверстниками | ||||||||||||
3. | Замечает эмоциональные состояния, настроение других людей | ||||||||||||
4. | Способен проявить сочувствие, заботу, взаимопомощь | ||||||||||||
5. | В трудных ситуациях общения апеллирует к правилам | ||||||||||||
6. | Способен сдержать свои реакции, если этого требует ситуация | ||||||||||||
Нравственные представления | |||||||||||||
На конкретных примерах может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. | |||||||||||||
2. | Может оценить поступки с позиции правил | ||||||||||||
3. | Понимает внешнее выражение эмоциональных состояний | ||||||||||||
4. | Может рассказать о себе и своей семье | ||||||||||||
Оценка уровня социально-нравственного развития старших дошкольников происходит с учетом общих характеристик, заданных в программе «Детство», раздел 4. «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» (см. Уровни освоения программы).