Вертикально-подвижной контрапункт
Подвижной контрапункт
Преобразования мелодической структуры голосов
Сложный контрапункт. Полифонические способы преобразования материала
Способ образования полифонической ткани определяет вид полифонии.
При различии материала голосов возникает неимитационная полифония, при единстве – имитационная. Общее во всей полифонии – контраст в одновременности.
1. Высотный аспект: изменение вертикального направления интервальных ходов – обращение (~, ", ^).
2. Преобразование во временнóм аспекте – изменение порядка последования длительностей, звуков – ракоход (¬, R, К).
3. Качественное преобразование: увеличение или уменьшение длительностей.
Сложный контрапункт – полифоническое соединение, проведенное более одного раза, сопряженное с каким-либо преобразованием материала.
Исходный вид материала называется первоначальным соединением, все повторы – производным соединением.
Простой контрапункт – полифоническое соединение, проведенное один раз.
Сложный контрапункт – полифоническое соединение, сохраняющее осмысленность при каком-либо преобразовании материала голосов.
Вид сложного контрапункта определяется способом, каким получается производное соединение.
Часто встречается подвижной контрапункт – вид сложного контрапункта, основанный на взаимном перемещении голосов.
Разновидности:
· вертикально-подвижной (с вертикальной перестановкой голосов);
· горизонтально-подвижной (с горизонтальной перестановкой);
· вдвойне подвижной (и с вертикальной, и с горизонтальной перестановкой одновременно).
Показателем суммарного передвижения голосов служит индекс (index). Передвижение голосов в соответствии с природой (I, II¯; I¬, II®) дает положительный индекс, против природы – отрицательный.
Контрапункт, в котором происходит перестановка, получает название соответственно числу передвигаемых голосов: двойной (если участвуют два голоса), тройной и т.д.
Все интервалы изменяются на постоянную высоту, поэтому для каждого Iv (index verticalis) можно разработать правила.
Техника:
1. Выписать ряд возможных интервалов от 0 до величины Iv.
2. Под ним выписать ряд производных интервалов в обратном порядке.
3. Определить правила использования интервалов в первоначальном соединении (табл. 4):
Таблица 4
Таблица интервалов при Iv=-7
ск | д | нк | д | ск | нк | д | ск |
1 | ![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() | 1 | |||||
ск | д | нк | ск | д | нк | д | ск |
Мы видим, что ск дают в производном соединении ск, нк дают нк. Диссонансы дают диссонансы с перемещением формулы задержания в противоположный голос. Исключения составляют кварта и квинта. Поэтому при данном индексе используются правила написания простого двухголосного контрапункта, но есть дополнительные ограничения:
1. Интервал расхождения по высоте не должен быть больше Iv (это касается любого Iv, иначе в производном соединении голоса будут перекрещиваться). В данном случае – не больше октавы.
2. Интервал сближения – не меньше примы (также касается любого Iv).
3. При Iv=-7 квинтой (совершенным консонансом) необходимо пользоваться как диссонансом с задержанием в любом голосе.
Наиболее применимы те Iv, где количество устойчивых интервалов максимальное. Это Iv =-7, -11, -9.
Чтобы вычислить Iv, используемый в произведении, необходимо сложить интервалы передвижения голосов:
Iv = Iv +IIv.
Например: Iv-3 +IIv-6 = Iv=-9.
Другой способ: взять любой интервал (вертикаль) первоначального соединения и ту же вертикаль в производном соединении, сложить их показатели:
I II-5 + II I -6 = Iv=-11; ИКпроизв - ИКпервонач = Iv,
Где ИК – интервал контрапункта.