Полифонические формы

Музыкальные формы в балете

Вначале балет возник как вставной элемент оперного спектакля и представлял собой последовательность танцев, дивертисмент.

Известны три мировых балетных школы: французская, русская и итальянская. Терминология дается на французском языке.

Классический балет XIX века имеет свои закономерности: номерная структура сохраняется, но номера объединены в сцены.

Балет – действие из 3–4 актов: три действия – балет (сюжет), четвертое – дивертисмент. Сцены в балете имеют свои названия.

Pas de deux (па-де-де) – танец двоих. Это сюита, построенная из номеров, идущих в строгом порядке. Начинается с выхода – Entreé. Затем идет Adagio – любовный танец (кантилена с особым набором движений).

Variation – вариации (по очереди танцора и танцовщицы). В основе вариации танцовщицы лежит жанр польки либо вальса. У танцовщика вариация начинается с затакта, так как он выскакивает прыжком из-за кулис. В основе – жанр мазурки или тарантеллы.

Кода – в основе лежит галоп.

Если в балете 3 участника (Pas de trios), то вариация есть у каждого. Соответственно, чем больше участников, тем больше вариаций.

Grand pas (гран-па). Сюита с большим количеством участников и, соответственно, вариаций. Какие-то участники могут исполнять сольные вариации, какие-то – вариации совместно с другими, чтобы действие не затянулось.

Сюита может быть классической и характерной. В характерной представляются либо сказочные герои, либо народные танцы.

Pas d’action (па-д-аксьон). Это танец-действие, пантомима.

Михаил Фокин отходит от этих принципов. Он может использовать просто различные танцы, связанные сюжетом. Фокин сбалансировал роль танца и пантомимы, ввел мимику как самостоятельный компонент, обратился к «небалетной» музыке. При нем балет стал одноактным.

В ХХ веке появляются бессюжетные балеты, например «Агон» Стравинского.

Как самостоятельный вид искусства балет утвердился в 1581 году, а целым спектаклем стал с 60-х годов XVIII века в результате реформы Новера.

Жанровая типология балетов:

1. Балет-драма (Ж.Ж. Новер).

2. Романтический балет («Сильфида» Шнейцхоффера, «Жизель» Адана).

3. Академический большой балет («Лебединое озеро» Чайковского).

4. Симфоническая балетная драма («Петрушка» Стравинского).

5. Неоклассический балет, в том числе бессюжетный.

6. Хореодрама («Бахчисарайский фонтан» Асафьева).

7. «Тотальный театр» Мориса Бежара.

Полифония – неодноголосие, основанное на одновременном развертывании объектов горизонтальной природы в соответствии с определенными историческими и стилевыми нормами образования и последования вертикали.

В соответствии с историческими особенностями различают строгий и свободный стили.