Принципы развития в музыкальной форме

Функции частей музыкальной формы

Независимо от общего количества тем в произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме.

Существуют 6 функций частей формы:

1. Вступительная. Вступление – построение, которое появляется перед основной формой или ее частью.

2. Экспозиционная – изложение темы.

3. Связующая – между проведениями различных тем или разделами формы.

4. Серединная – построение, размещенное между другими или подобными по содержанию частями (как разновидность – разработка).

5. Репризная – повторное проведение темы (или тем) после какой-нибудь другой музыки. Репризность является одним из важнейших принципов формообразования, так как большинство музыкальных форм основано на применении реприз.

6. Заключительная.

Самостоятельный тип изложения имеют только экспозиционная, серединная и заключительная функции.

Признаки экспозиционной функции (и типа изложения): полное или относительно полное изложение темы, господство одной тональности, заключительный каданс. Признаки серединной функции (и типа изложения): дробное проведение темы или включение новой темы, тонально-гармоническая неустойчивость, серединный каданс или предыкт в конце. Признаки заключительной функции: фрагментарное изложение темы, тонально-гармоническое кадансирование, использование субдоминанты, применение регистровых сопоставлений.

Связки соединяют разные части формы в единое целое:

а) мелодический ход на фоне какой-либо гармонии;

б) несколько повторений каденций на тонике предыдущего раздела, за которыми следует модуляционный переход к тональности следующей части;

в) модуляционный переход;

г) разные виды секвенций (чаще всего модулирующие).

Предыкт – подготовление части формы. Выражен он следующими способами:

а) звучит аккорд доминантовой группы из будущей тональности, иногда фигурационно;

б) доминантовая гармония подается на сильных долях, в четных тактах, чередуясь с другими аккордами;

в) вводится доминантовый органный пункт.

Л. Мазель отмечает такие функции:

1. Изложение (экспозиция), т.е. первоначальное проведение.

2. Связующая часть («ход»).

3. Середина – между двумя сходными частями. Важным частным случаем середины является разработка.

4. Реприза.

5. Дополнение.

6. Вступление.

У С.С. Скребкова подобная классификация:

1. Изложение темы.

2. Связующая часть.

3. Середина.

4. Реприза.

5. Вступление.

6. Заключение.

Музыкальная форма, развертываясь во времени, представляет собой процесс, т.е. развитие. В связи с этим особую важность имеют основные принципы развития музыкального материала (рис. 3):

Повторение Измененное повторение Разработка Производный контраст Контраст сопоставления

Удаление от первоначального материала

Рис. 3. Принципы развития в музыкальной форме

1. Повторность – точное повторение материала, иногда с той же каденцией.

2. Видоизмененная повторность (вариационность) – изменяется фактура, частично – гармонический план при сохранении размеров и каденций.

3. Разработка – проведение темы (или ее мотивов) частично из предыдущего раздела; при этом могут изменяться ее структура, тональность, она может проводиться на другой высоте или в другом голосе; используются секвенции.

4. Производный контраст – такое изменение предыдущей темы, которое приводит к появлению новой;

5. Контраст сопоставления – образуется в результате введения новой темы, которая вместе с предыдущей образует единое целое.

Для всех принципов развития темы существует ряд приемов превращения, которые называются тематической работой.

Способы преобразования мелодико-тематических построений
(по С.С. Скребкову)

1. Мелодическая орнаментация с использованием неаккордовых звуков или обогащение темы новыми аккордовыми звуками.

2. Растяжение или сжатие каких-либо интервалов.

3. Обращение, то есть предоставление интервалам противоположного направления.

4. Увеличение (аугментация) или уменьшение (диминуиция).

5. Возвратное (ракоходное) движение, то есть проведение построения от конца к началу.

6. Проведение со смещением на другую долю такта.