Экономика и культура государств позднего средневековья
НОГАЙСКАЯ ОРДА
Ногай (в 1273 г. женился на дочке императора Византии) полководец Золотой орды. Основал Ногайскую Орду Едыге, правил 15 лет, был убит в 1419 г. Едыге был ханом Золотой Орды в 1396 – 1411 гг. и получил звание «бек всех беков», «великий эмир». У него было 20 сыновей. Однако Едыге не смог окончательно отделиться от Золотой Орды. Возвышение Ногайской Орды произошло при хане Нур ад-Дине.
К середине XV в. Ногайская Орда окончательно обособилась. Другое название – «Мангытский юрт» по имени самого большого племени.
Столица – город Сарайчик. Тесные связи с Ханством Абулхаира, Русским государством и Крымским ханством.
Территория: Западный Казахстан, между Волгой и Уралом.
К концу XV в. сложилась ногайская народность.
Орда распалась на Старших Ногаев и Восточный Удел (Идиль). Часть племен, после распада Ногайской Орды в XVI в. вошла в Младший жуз.
По словам историка Юдина В.П. Ногайская Орда была «самым кочевым из кочевых образований Дешт-и-Кыпчака».
Хан – верховный правитель
Мырза - князь, правил в улусах. Улусы – владения правящей династии. Князь имел наследственную военную, административную и дипломатическую власть.
Основным занятием населения в XIV - XV веках было кочевое скотоводство. Соотношение трех типов скотоводства - кочевого, полукочевого и оседлого, менялось в зависимости от экологических условий, от политических событий, миграций племен и народов. Маршруты кочевок изменялись в соответствии с естественно-географическими условиями и историческими традициями. В XIV-XV веках произошли коренные изменения в хозяйстве населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство монгольских ханов и феодалов к концу XIV в. уничтожило оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье. Кочевое скотоводство стало главной отраслью хозяйства местного населения.
Выгоднее положение Южного Казахстана на стыке оседло-земледельческого мира с кочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных и экономических контактов соседствующих народов.
На кыпчакском языке в XIII-XIV вв. было создано большее количество литературных памятников, например, «Кодекс куманикус». В XIV в. был создан первый учебник на кыпчакском языке. В 30-е годы XIV в. при Узбек-хане был издан сборник стихов поэта Кутба «Хосров и Ширин», являющийся тюркоязычным памятником эпохи Золотой Орды. В XIV-XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков выделился казахский язык.
В Дешт-и-Кыпчаке развивалось творчество певцов (жырау). Известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Асана-Кайгы и Казтугана (XV-XVI вв.), Доспамбет-жырау и Жиембет-жырау (XVI-XVII вв.). Самыми знаменитыми жырши (мастерами художественного слова, поэтами) Дешт-и-Кыпчака были Кодан-Тайши, Асан-Кайгы и Казтуган. Сыпыра-жырау в своих произведениях воспел столкновения между Тохтамышем и Тимуром.
В XIV-XV вв.завершился процесс складывания казахской народности. Господствующей религией стал ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандия». Кочевое население придерживалось также шаманизма и культа предков. Кочевники верили, что у каждого вида скота был свой хранитель. Хранителя коровы называли Зенги-баба.
В ХV в. на берегах рек Сырдарья и Арысь вновь появилось более 20 городов. В XIV в. был восстановлен Отрар. В XIV-XV вв. сформировался новый архитектурный стиль: куполо- и шатрообразные системы. Наиболее ценным произведением зодчества этого периода являются мавзолеи Ахмеда Яссауи и Рабиги-Султан-бегим.