Государство и экономика

Экономика и потребности личности.

Роль экономики в жизни людей велика. Экономика – основа жизни стран, народов, отдельных людей Она призвана удовлетворять индивидуальные и общественные потребности. Например, чем богаче страна, тем больше электроэнергии потребляет, так, США потребляет 40% от всей мировой энергетике, а Грузия испытывает острый дефицит. Ограничивая потребление электроэнергии.

В последние годы остро стоит вопрос о сверхпотребляемости в богатых странах. Цена за сверхпотребляемость – быстрое расходование не возобновляющихся ресурсов,таких, как нефть, газ, уголь. Пройдет 30-100 лет и земляне израсходуют сначала нефть, потом газ, уголь. Что потом они будут делать? Наверное, создавать новую цивилизацию.


Не остаются в стороне от влияния экономики и духовные потребности людей. Деградирует экономика, а вслед за ней – наука, культура, искусство, образование (что мы и наблюдаем в России сегодня).

Экономика – одна из основных сфер общества. Многие ученые, считают, что самая главная из всех четырех. Но и на экономику страны оказывают влияние национальные, исторические традиции, религия, культура. Уровень образования населения.

В последнее время, после перехода нашего государства к рыночной экономике, большое значение придается вопросу о роли государства в экономических процессах. Как государство влияет на экономику?

1. В экономике существует государственный сектор, который необходим, т.к. выполняет две важные функции:

- обеспечивает минимальный жизненный уровень для населения (например в сфере медицины, образования и т.п.)

- обеспечивает общественные услуги (в сфере транспорта и связи, энергетики и т.п.)

Эти функции остаются за государством, т.к. частный бизнес считает эти траты невыгодными.

2. Государственное регулирование экономики. Экономические процессы нуждаются в том, чтобы им придали организованный характер. Государство контролирует экономику в сфере налогообложения.

Самое лучшее, что может сделать государство для экономики – это развивать и поощрять механизмы рынка и конкуренции. Конкуренция – двигатель экономики, чем лучше она настроена, тем лучше работает частный бизнес, больше идет налогов в казну государства.В обратном случае государство беднеет и страдают. В первую очередь, самые незащищенные слои населения.


Задания для самоконтроля к лекции № 16

«Экономика и ее роль в жизни общества»

Вопросы:

1.Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?

2.Какие значения имеет слово «экономика»?

3.Что входит в сферу интересов экономики как науки?

4. Какие действия совершаются в рамках экономики как науки?

5.Что такое макроэкономика?

6.Чем различаются макроэкономика от микроэкономики?

7.Как экономика удовлетворяет потребности личности?

8. Долго ли может продолжаться сверхпотребление в ряде стран мира?

9. Как взаимосвязаны экономика и духовная жизнь личности?

10.Как взаимосвязаны экономика и политика?

11.Как государство участвует в экономических процессах?

Задания:

1.Определите, какие показатели относятся к сфере макро - , а какие к сфере микроэкономики:

А)доход фирмы «Резистал»;Б)объем услуг адвокатской конторы «Кузнецов и К»;В)объем промышленного производства России; Г)ВВП; Д)курс доллара

2.Для судоходства необходимы маяки. Как вы думаете, кто оплачивает их строительство и эксплуатацию и почему?


Лекция №17

«Основные проблемы экономики»

План.

1.Основные проблемы экономики.

2.Основные факторы производства.

3.Средства производства.

*Лекция предназначена для самостоятельного изучения обучающимися

 

 


Лекция №18

«Типы экономических систем»

План.

1.Типы экономических систем.

2.Традиционный тип экономики.

3.Командный тип экономики.

4.Рыночная экономика.

5.Смешанная экономика.