Деятельность органов внутренних дел по охране общественного порядка, в борьбе с преступностью и ликвидации последствий оккупационного режима на освобожденной территории региона

Деятельность органов внутренних дел на освобожденной территории проходила в исключительно сложных условиях. Немецкая разведка при отступлении наряду с вербовкой агентуры оставляла диверсионно-разведывательные группы (ДРГ), в которые включали ранее сотрудничавшими с ними лиц. Данные группы переходили на нелегальное положение и поддерживали связь через родственников, проживающих на освобожденной территории. Кроме того, на близлежащих, захваченных врагом территориях создавались из дезертиров, уголовных элементов, фашистских ставленников и других вооруженные «добровольческие отряды» для диверсий в тылу Красной Армии. Иногда эти «отряды» переодевались в форму бойцов Красной Армии. Для руководства «добровольческими отрядами» фашистами создавались специальные штабы, которые организовывали вербовку и формирование диверсионных групп, давали им задания. Необходимо было организовать работу по нейтрализации деятельности этих групп, а также по их уничтожению. Органы внутренних дел на это нацеливало специальное указание УНКВД ЛО от 28 февраля 1942 года «О задачах оперативно-чекистской работы в освобожденных от немецко-фашистских оккупантов прифронтовых районах». В нем предлагалось выявлять пункты формирования вербовщиков, пункты перехода линии фронта, агентурно-шпионскую сеть противника.

9 декабря 1944 года в целях улучшения руководства работой органов НКВД по борьбе с бандитизмом ОББ были реорганизованы, штабы истребительных батальонов УНКВД расформированы, и организация аппаратов по руководству истребительными батальонами и местными формированиями передана в состав аппаратов по борьбе с бандитизмом.

Штаб истребительных батальонов НКВД был включен в ГУББ НКВД СССР. Это было вполне оправданное решение, так как на завершающем этапе войны и, особенно в период восстановления освобожденных районов истребители, оказывая огромную помощь органам внутренних дел, часто решали вопросы борьбы с бандформированиями, тесно взаимодействуя с аппаратами ОББ. Таким образом, истребительные батальоны использовались органами внутренних дел на освобожденной территории как наиболее крупные и мобильные силы в деле охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и особенно в ликвидации бандформирований и диверсионных групп противника.

Свободное передвижение в пределах населенных пунктов разрешалось с 5 до 23 часов, а в запретное время разрешалось только в городах и городских поселках по специальным пропускам, выдаваемым РО НКВД или военным комендантом гарнизона. За нарушение установленного режима виновные привлекались к административной ответственности в виде штрафа до 100 рублей и принудительным работам до 1 месяца. Злостные нарушители привлекались к уголовной ответственности.

Выполняя указанные задачи, органы внутренних дел делали работу по следующим основным направлениям: организация агентурно-оперативной работы в районах, освобожденных от немецких оккупантов; учет населения и определение экономического состояния этих районов; паспортизация населения и др. Значительные трудности пришлось преодолеть милиции при введении паспортной системы в освобожденных районах. Здесь у многих отсутствовали документы. Это мешало людям в устройстве на работу, учебу, в получении пенсий, пособий, но помогало скрываться подозрительным элементам. Благодаря паспортизации, лишь с 5 апреля 1943 года по 5 апреля 1944 года удалось задержать 165 дезертиров, 22 бежавших из мест заключения, 691 уклоняющихся от воинской службы, а также выявить сотни людей, проживающих без паспортов и прописки. Была четко определена процессуальная сторона рассмотрения административных правонарушений и наложения взысканий.

22 января 1943 года ГКО принял специальное постановление «Об усилении борьбы с хищениями и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров», выполнение которого в основном возлагалось на органы милиции. Постановление предписывало, помимо привлечения к уголовной ответственности, взыскивать с виновных стоимость похищенных или недостающих продовольственных товаров по рыночным ценам, а промышленных — по коммерческим в пятикратном размере. Против хищений в сельском хозяйстве нацеливало также постановление СНК СССР от 8 января 1944 года «О материальной ответственности лиц, виновных в гибели или хищении скота, принадлежащего колхозам и совхозам». На усиление борьбы за хлеб были направлены постановления СНК и ЦК ВКП(б) «Об уборке урожая и заготовках сельскохозяйственных продуктов», принятые в 1942, 1943, 1944 годах.

Помимо служебно-оперативной деятельности, направленной на укрепление ближайшего тыла Красной Армия ликвидации последствий вражеской оккупации на освобожденной земле, сотрудники НКВД принимали активное участие в восстановлении и благоустройстве населенных пунктов в свободное от основной работы время. Например, эта работа особенно усилилась после принятия постановлений ГКО от 29 марта 1944 года «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» и СНК СССР от 23 сентября 1944 года «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Петрозаводска».