Особенности систем организационно-экономического управления
Организация (предприятие) – это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. В рамках организации можно выделить управляемый процесс и управляющую часть, совокупность которых образует систему управления. Воздействие обеих частей друг на друга осуществляется в виде передачи информации. Следовательно, в системе управления предприятием всегда присутствует замкнутый информационный контур (рис. 1.1). Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, хранения и обработки информации, а также с персоналом, который осуществляет эти действия с информацией, образует информационную систему организации.
Система управления предприятием является иерархической. Обычно реализуют три уровня управления: высший, средний и низший (рис. 1.2). Каждый из них характеризуется собственным набором функций и нуждается в определенной информации. На высшем уровне управления реализуется стратегическое управление, определяется миссия организации, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации и т.д. Средний уровень управления – уровень тактического управления, где составляются тактические планы, осуществляется контроль за их выполнением, отслеживаются ресурсы. На низшем уровне осуществляется оперативное управление, реализуются календарные планы, осуществляется оперативный контроль и учет и т.д.
Управляющая часть |
Управляемый процесс |
Управляющее воздействие |
Информация об управляемом процессе |
Рис. 1.1 Замкнутый информационный контур предприятия
Страте- гический уровеньуправления |
Тактический уровень управления |
Оперативный уровень управления |
Рис. 1.2 Уровни системы управления предприятием
Определенное разделение труда на каждом из уровней управления приводит к закреплению за отдельными элементами управляющей части предприятий отдельных функций управления: планирования, учета и контроля, мотивации, анализа и регулирования. Наличие относительно отдельных функциональных элементов в управляющей части организации приводит к появлению соответствующих подсистем в их информационных системах.
Основная задача информационной системы – это обеспечение принятия решений, а именно предоставление нужной информации в нужное время ив нужном месте. Характер принимаемых решений, цели и особенности предприятия, дискретность принятия решений во времени оказывают существенное влияние на структуру и функционирование информационной системы. Кроме того, на работу информационной системы оказывают влияние организационная структура предприятия, персонал, принятые процедуры выполнения заданий, внутренняя культура организации и многое другое.
Информация – сведения об окружающем мире, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе информации), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом.
Экономическая информация – это совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Информационный аспект функционирования и развития экономики приобретает в настоящее время все большее значение.
Характеристики экономической информации:
- большой объем;
- многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год);
- многообразие источников и потребителей;
- значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.
В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющие ее информационные ресурсы. Информация внутренней среды обычно бывает точной и достаточно полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур. Внешняя среда – это экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними, т.е. это отношения с клиентами, поставщиками, партнерами, конкурентами, государственными органами. Информация из внешней среды обычно бывает неточной и неполной, в этом случае она требует нестандартной обработки.
Информация всегда использовалась людьми для управления. С развитием общества, усложнением техники и технологий постоянно увеличивался и объем информации, необходимой для принятия управленческих решений. В настоящее время объемы и сложность информации обуславливают построение информационной систем больших предприятий на базе компьютерных информационных технологий.
Информационная технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации. Информационная технология управления предприятием может быть реализована в компьютерном, традиционном бумажном или комбинированном виде. Степень автоматизации, состав технических и программных средств зависит от потребностей предприятия.