Деятельность советской милиции в послеоктябрьский период

28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочию Советского правительства НКВД издал постановление «О рабочей милиции», в котором говорилось: «Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием».

В соответствии с этим постановлением предусматривалось образование Советами рабочих и солдатских депутатов отрядов рабочей милиции, которые, как правило, опирались на вооруженные отряды Красной гвардии. Лишь постепенно в ходе обобщения опыта этих отрядов и ликвидацией старой милицейской системы перед партией вырисовывалась необходимость создания постоянной милиции как важнейшего органа в системе государственного аппарата.

Постановление юридически закрепило создание органа охраны социалистического общественного порядкасоветской милиции.

Как исполнительный орган Советской власти милиция имела широкий круг задач, который определял и ее основные обязанности, зафиксированные в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г.[56]. Согласно Инструкции, их можно разделить на три группы.

К первой группе относились обязанности милиции по охране советского государственного и общественного строя, по обеспечению выполнения предписаний советских законов, а именно:

· строгое наблюдение за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, своевременное оповещение населения о распоряжениях органов власти;

· содействие советским государственным органам в осуществлении возложенных на них обязанностей.

Во вторую группу включались мероприятия по обеспечению общественной безопасности:

· поддержание порядка в общественных местах, составление актов и протоколов о нарушении порядка, преступлениях и происшествиях. Милиция была обязана принимать также меры по обеспечению порядка и безопасности во время стихийных бедствий, оказывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых собственными силами, она могла, когда это необходимо, привлечь к содействию и граждан;

· наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, надзор за порядком движения на дорогах;

· выдача в случаях, предусмотренных распоряжениями центральной власти, удостоверений личности, трудовых книжек и других удостоверений, справок, сведений, свидетельств.

Третью группу составляли обязанности милиции по борьбе с преступностью:

· проведение оперативно-розыскных мероприятий;

· непосредственное участие в предварительном расследовании и оказание содействия судебным органам в исполнении приговоров.

2 сентября 1918 г. ВЦИК, объявив страну единым боевым лагерем, установил, что «все граждане, независимо от занятий и возраста, должны были выполнять обязанности по обороне страны».

В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции»[57] работники милиции не подлежали призыву в Красную Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к отделам управления исполкомов Советов, куда входили подотделы милиции. На НКВД возлагалась обязанность из их числа постоянно держать 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава в действующей армии.

В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. При этом для обучения военному делу РКМ обязана была руководствоваться уставами и постановлениями, принятыми для Красной Армии. Части милиции, находящиеся в районе боевых действий, могли быть привлечены к участию в боевых действиях совместно с Красной Армией.

В соответствии с декретом СНК РСФСР содержание всех видов милиции принималось на государственный счет. Источником материального обеспечения милиции был государственный бюджет.

15 апреля 1919 г. НКВД направил на места циркуляр о практической реализации названного декрета, в котором подчеркивалась необходимость приступить к обучению милиционеров военному делу. «Обучать милицию преимущественно как пехоту», - говорилось в циркуляре. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции по уставам и наставлениям, принятым в Красной Армии.

В результате большой организационной работы, проведенной Коммунистической партией и Советским правительством в 1919 - 1920 гг., рабоче-крестьянская милиция как постоянный штатный государственный орган прочно утвердилась как в центре, так и на местах. К ноябрю 1919 г. на территории РФ насчитывалось 38 губернских управлений милиции и соответственно столько же губернских отделов железнодорожной милиции и отделений уголовного розыска, были также созданы органы водной и промышленной милиции. Личный состав советской милиции насчитывал 87 843 человека[58]. Возникла необходимость в единой правовой регламентации организации и деятельности всех звеньев милиции. Нужно было разработать правовой акт, который бы обобщил накопленный опыт строительства милиции, закрепил проверенные практикой, показавшие свою жизненность организационные формы, способы и методы деятельности органов милиции. Таким актом, имевшим силу закона, стал Декрет о советской Рабоче-крестьянской милиции, утвержденный ВЦИК 10 июня 1920 г.[59].

Декрет устанавливал, что в состав рабоче-крестьянской милиции входят: 1) городская и уездная милиция; 2) промышленная (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная); 3) железнодорожная; 4) водная (речная и морская); 5) розыскная милиция.

Тем самым к середине 1920 г. был создан аппарат советской милиции. Декрет закрепил ряд особенностей правового статуса милиции. РКМ характеризовалась как вооруженный исполнительный орган, которому придавалось значение вооруженных частей особого назначения.

В Декрете развивались также нормы декрета СНК от 3 апреля 1919 г. о привлечении милиции в действующую Красную Армию. Народный комиссариат по военным делам мог привлекать милиционеров к участию в боевых операциях на фронтах, однако с таким расчетом, чтобы в действующей армии находилось не свыше 1/5 личного состава милиции. При необходимости в районе боевых действий все работники милиции по требованию соответствующего реввоенсовета могли быть привлечены в ряды действующей армии. После прекращения боевых действий на территории района они немедленно возвращались к исполнению своих прямых обязанностей.

Другими словами, численность одновременно привлекаемых к военным действиям сотрудников милиции была снижена. Не подлежали призыву военным ведомствам в ряды действующей КА оперативные работники милиции, за исключением следователей.

В июле 1920 г. Главное управление милиции дало указание местным органам милиции принимать в милицию лиц непризывного возраста, но не моложе 18 лет и не старше 50 лет, освобожденных от службы в КА, но годных для службы в милиции.

Для обеспечения стабильности кадров милиции, особенно командного состава, по указанию НКВД в марте 1920 г. был установлен твердый порядок, по которому «увольнение сотрудников милиции, а также их перевод, смещение, отзыв могут производиться только с согласия начальника губернской милиции». Во всех случаях его нарушения немедленно сообщалось в Главное управление милиции для привлечения виновных к ответственности за дезорганизацию милиции.

Вместе с тем были повышены требования к работникам милиции. Декрет о советской Рабоче-крестьянской милиции закреплял обязанность каждого поступившего на службу в милицию дать подписку о том, что он имеет право поступать в милицию, знаком с Декретом и обязуется добросовестно и честно исполнять свои обязанности и беспрекословно исполнять другие поручения и приказы.

Декрет от 10 июня 1920 г. закреплял и дисциплинарную ответственность сотрудника милиции «согласно уставу о дисциплинарных наказаниях, вырабатываемого Главным управлением милиции в соответствии с воинским дисциплинарным уставом».