Политические преступления и борьба с ними

Соборным Уложением 1649 года политические преступления были выделены в отдельную группу. Во второй половине XVII в. появилось два приказа с контрольными функциями: Приказ тайных дел – личная канцелярия царя Алексея Михайловича(1650 - 1676 гг.) и Сыскной приказ.

Приказ тайных дел был немногочисленным учреждением (дьяк и 15 подьячных). Он выступал своеобразным органом надзора, обладал правом пересмотра и нового решения дела. Приказ тайных дел имел право требовать отчетности от любого приказа или представления для проверки отдельных дел и документов. Практиковалась посылка подьячих приказа посольствами и в местные учреждения с секретным наказом выведать творящиеся «неправды» и тех, кто «много чинят не к чести своего государя».

В приказе рассматривались челобитные, поданные лично царю. Здесь же расследовались важнейшие политические дела.

Кроме Тайного приказа политические дела рассматривались специально создаваемыми следственными комиссиями каждый раз по особому случаю. Возглавлялись комиссии близкими к царю лицами (два – три человека:боярин, окольничий, дьяк). Обычно комиссии создавались для следствия и суда над участниками массовых движений.

Другим контрольным органом при Алексее Михайловиче был Счетный приказ. По специальным указам царя дьяки и подьячные других приказов были обязаны представлять в него приходные и расходные книги для проверки законности и правильности финансовых операций.

Всего в XVI – XVII вв. в стране действовало около 90 приказов.

Особенностью многих приказов было то, что помимо основной функции центрального государственного управления они управляли определенными территориями и являлись для их населения одновременно административно-полицейскими, финансовыми и судебными органами.

В начале XVII века политическому сыску стало придаваться большое значение, когда правительство стало выделять дела, связанные с политическими преступлениями в особо важную группу. Для обозначения политических преступлений стало применяться особое выражение – «слово и дело государево». При этом правительство требовало от воевод, чтобы они вели следствие быстро, тщательно и в обстановке секретности. За проведением политического сыска устанавливался постоянный контроль со стороны царя и высших органов государственной власти. Воеводам из приказов посылались подробные инструкции о том, как вести следствие, о ходе которого они должны были незамедлительно сообщать в центр. Приказные судьи, в свою очередь, постоянно докладывали о ходе следствия Боярской Думе. Иногда Дума и царь лично вели допросы и выносили приговоры.

Суть «слова и дела государева» заключалась в том, что каждый, кому становилось известным что-либо, направленное против царя или членов его семьи, обязан был под страхом применения смертной казни донести об этом властям. При этом предписывалось громко произнести условное выражение: «Слово и дело».

К разряду «государева слова и дела» относились проступки, оскорбляющие верховную власть, личность царя и его семейство, выражение сомнений в легитимности самодержца. Однако не было четко установленной процедуры розыска по этой категории дел. Даже ведомство, рассматривавшее сведения такого рода, не было определено. Чаще всего «слово и дело государево» рассматривалось в Разряде, Приказе сыскных дел или Приказе Большого Дворца.

Законодательное оформление института «государева слова и дела» было осуществлено в 1649 году в Уложении царя Алексея Михайловича, в главе второй, носящей заглавие «О государевой чести и как его государево здоровье оберегать». Предписывалось допросить изветчика и ответчика, сделать им очную ставку и «сыскивати всякими сыски накрепко», то есть, применяя пытку. По окончании следствия и получении «допросных листов» Уложение предписывало принять решение — «учинить указ».

Царские указы обычно писались по установленной форме, а мера наказания определялась по усмотрению государеву.