Формы бухгалтерского учета

 

Форма учета определяется структурой учетных регистров, способом записи в них, последовательностью связи между документами и регистрами. В настоящее время на предприятиях используются различные формы учета. Наиболее широко применяются журнально-ордерная форма, мемориально-ордерная, а также "Журнал главная" и образованные на их основе формы.

При форме "Журнал главная" в качестве регистра синтетического учета служит книга "Журнал главная", называемая в случае простой формы, используемой на малых предприятиях. Книгой учета фактов хозяйственной деятельности, в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета.

Наряду с Книгой учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1) для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по утвержденной форме.

Книга по форме К-1 является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Книга (журнал) учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

Затем в графе "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе "Сумма", отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе "Сумма". После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1 -е число следующего месяца.

В качестве регистров, кроме того, малые предприятия могут применять ведомости, которые составляются на основании первичных документов:

- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям - форма № В-2;

- ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;

- ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

- ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-б (отгрузка);

- ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

- ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

- ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет), в другой - по Кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса предприятия. Следует отметить, что при значительном количестве операций, есть возможность фиксировать их сначала в ведомостях, а итоговые данные - в книге учета фактов хозяйственной деятельности.

Кроме того, данные ведомостей могут переноситься в книгу учета фактов хозяйственной деятельности по кредитовому принципу. В этом случае из каждой ведомости в графе "Сумма" книги учета хозяйственных операций записывается общая сумма по разделу расхода ведомости, а затем она расшифровывается частными суммами по соответствующим счетам книги.

В случае применения мемориально-ордерной формы учета хронологическая и систематическая записи ведутся отдельно. Мемориальные ордера, составляемые на основании первичных документов, оформляемые бухгалтерские проводки, регистрируются в специальном журнале (хронологический учет); на их основе ведется главная книга (систематическая запись). Форма счетов главной книги, называемой контрольно-шахматной ведомостью, строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и имеет следующий вид:

На счетах главной книги при этой форме учета фиксируется только текущие обороты за отчетный период, поэтому по этим данным составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета (одновременно производится проверка полноты и правильности записей хозяйственных операций: итог оборотов по дебету и кредиту счетов сверяется с итогом по регистрационному журналу). В оборотной ведомости рассчитываются остатки по счетам на конец отчетного периода, по которым составляется соответствующий баланс.

При использовании журнально-ордерной формы данные первичных документов систематически накапливаются в журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях.

Журналы-ордера, составленные по кредитовому принципу, открываются на отчетный период на отдельный синтетический счет или на их группу. Записи в журналы-ордера производят на основании первичных документов в хронологическом порядке либо со вспомогательных ведомостей. После подведения итогов по журналу-ордеру его кредитовый оборот переносится в Главную книгу по соответствующему счету, куда также записываются обороты по дебету его, но из других журналов-ордеров.

При применении восьми или семнадцати журнально-ордерной формы журналы-ордера открываются на несколько счетов.

Далее для наглядности используются журналы-ордера по отдельным счетам, совмещенные с ведомостями. По каждому счету фиксируются дебетовые и кредитовые обороты по разным счетам, а также суммарные. По окончании отчетного периода, используя сальдо начальное по данному счету, выводится его конечное сальдо. Таким образом, в данном случае имеются отдельные фрагменты Главной книги, из которой сальдо счетов могут быть перенесены, в новый баланс.

Внедрение в учетный процесс различного рода средств вычислительной техники позволило автоматизировать рабочее место бухгалтера, и в результате чего появилась новая форма бухгалтерского учета, которая получила название автоматизированной формы отчетности.

На сегодняшний день разработано довольно много компьютерных программ, которые настраиваются на конкретные потребности пользователей и обеспечивают ведение бухгалтерского учета на предприятиях.

При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется, как правило, с помощью внесения корреспонденций счетов в журнал хозяйственных операций либо же заполнением первичных учетных документов. При проведении полностью заполненных первичных учетных документов осуществляется автоматическое формирование корреспонденции счетов. К тому же реализована возможность получения печатной формы созданного документа. Существует возможность формирования проводок с помощью введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов.

Данная форма учета позволяет проводить большое число различного рода операции, в частности начисление амортизации, оплаты труда, отчислений на социальные нужды, распределение издержек, закрытие месяца и иные операции. При автоматизированной форме отчетности оборотные и шахматные ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, формы бухгалтерской и налоговой отчетности могут быть сформированы за любой необходимый отрезок времени. Существует возможность получать выходные формы, содержащие необходимую информацию по аналитическому и синтетическому учету.

Главными достоинствами этой формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией. К основным принципам данной формы отчетности относятся:

- автоматическое создание регистров аналитического и синтетического учета;

- однократный ввод учетных данных;

- автоматическое формирование учетных регистров и форм бухгалтерской и налоговой отчетности;

- автоматическое поучение информации об отклонениях от установленных нормативов.

 

ЛЕКЦИЯ 3