Типы закупочных ситуаций
В разных ситуациях организационный покупатель «проходит» этапы решения о покупке по-разному:
- может «проскакивать» некоторые этапы;
- может тратить на одни и те же этапы разное время.
Это зависит от типа покупки:
Ø повторная покупка без изменений (прямая) – ситуация, когда организационный покупатель повторно заказывает поставщику новые партии товара или услуги. Например, канцелярские принадлежности, электроэнергию, услуги по уборке помещений и проч.). Покупатель обычно выбирает поставщика из ранее составленного списка производителей, сотрудничество с которыми было удовлетворительным.
Ø повторная покупка с изменениями (модифицированная) – ситуация, когда организационный покупатель вносит изменения, касающиеся технических характеристик товара, цен, условий поставки и проч. Например, повторные заказы на модифицированное оборудование, комплектующие изделия, услуги консультантов и т.д.
Ø покупка для решения новых задач – ситуация, когда организационный покупатель приобретает товар (услугу) впервые. Например, жилое или административное здание по индивидуальному проекту, сложные технические сооружения – плотины, летательные или подводные аппараты, услуги интернет-провайдеров и проч.