Аудит, ориентированный на процессы

Данный вид аудита предназначен для оценки качества способа или процесса производства. В процессе проведения аудита анализируется соответствие качества процесса рабочим инструкциям, технологическим предписаниям и другой нормативной документации, а также соответствие продуктов на выходе процесса техническим спецификациям и требованиям потребителей. В этом случае, также как и при аудите продукта, одновременно рассматривается действенность, целесообразность и состояние документации и тем самым рассматривается состояние элементов СК на предприятии.

 

К числу важнейших целей аудита, ориентированного на процессы, относятся:

 

  • проверка возможности соблюдения технологических параметров;
  • документирование параметров производительности и качества процесса;
  • определение «узких мест» процесса.

 

Кроме того, каждый из перечисленных видов аудита качества может производиться:

 

  • 1-й стороной (внутренний аудит), когда предприятие на основе свода нормативных документов проверяет, например, свою систему качества; при проведении внутренних аудитов, как правило, применяется комбинация аудитов, ориентированных на систему качества, процессы и продукты; анализ направлен, в первую очередь, на процессы со сбоями;
  • 2-й стороной и 3-й стороной (внешний аудит), когда предприятие анализирует применяемую поставщиком систему качества (аудит 2-й стороной) или независимая третья сторона проверяет предприятие на предмет соблюдения имеющегося и подлежащего согласованию свода нормативных документов.

 

Аудит 3-й стороной может проводиться как у предприятий — поставщиков по поручению предприятия — потребителя, так и у предприятия по его поручению. Аудит 3-й стороной обычно заканчивается или разработкой аудитного информационного сообщения, или разработкой аудитного заключения, или выдачей сертификата (если 3-я сторона является органом по сертификации).

 

Аудиты 3-й стороной не должны:

  • приводить к перекладыванию ответственности за выполнение предъявляемых к качеству требований с персонала предприятия на аудиторскую фирму;
  • приводить к расширению функций системы качества за пределы, необходимые для достижения намеченных качественных показателей.