Индивидуальные различия. Личность.
- последовательные реакции (поступки) человека на различные внешние раздражители.
Последовательность реакций основана на стойких внутренних психологических характеристиках.
4.5.1. Методы исследования личности:
· Психоаналитическая
Система человеческой личности состоит из ид (направляет поведение на немедленное удовлетворение биологических и инстинктивных потребностей, оно бессознательно), эго (управляет конфликтующими требованиями ид и суперэго) и суперэго (представляет социальные и личные нормы, служит этическим ограничителем поведения).
Например, ид – выразить базовую потребность в агрессии путем антисоциального поведения (битья стекол, шума и драк); а суперэго – моральный запрет общества на это; тогда эго – приобретение мощного спортивного автомобиля, броской одежды…
Использование маркетологами: построение рекламных слоганов, опирающихся на подсознательные (половые, биологические инстинкты).
· Социальная
Признается доминирование социальных переменных; признается, что мотивация направлена на удовлетворение этих переменных. Система Хорни (межличностные стремления):
- Уступчивость (личности, склонные к уступчивости, используют больше ополаскивателей для рта, туалетного мыла, следовательно, следует рекламировать их как средство социального одобрения);
- Агрессивность (личности, склонные к агрессивности, используют больше лосьона и одеколона после бритья, следовательно, их лучше рекламировать как средство социальных завоеваний, побед в обществе);
- Обособленность (личности, склонные к отделению, пьют больше чая и меньше пива, следовательно, их лучше рекламировать вне социального контекста).
Оценка личности по такой шкале ведется, например, по 35 пунктам.
· Теория характерных черт личности
Характерная черта – любое заметное и относительно устойчивое отличие одного человека от другого.
Использование маркетологами:
Ø Считается, что одни и те же характерные черты присущи многим людям, только меняются их абсолютные величины (следовательно, по этим чертам можно проводить сегментацию);
Ø Считается, что черты эти относительно стабильны и универсально воздействуют на поведение (следовательно, «поведение» черт разных типов личностей прогнозируемо);
Ø Считается, что характерные черты можно определить на основе измерения показателей поведения.
Анализируется взаимосвязь между набором личностных переменных и всевозможными видами поведения потребителя (покупками, выбором информационных источников, новаторством, социальным влиянием, рисками, компетентностью…).