Измерение аффективного (чувственного) компонента
Измерение когнитивного компонента (мнения)
Измерение и изменение отношения
Параметры отношения
Направленность (валентность) | ||
позитивное | негативное | нейтральное |
Интенсивность (экстремальность) | ||
сильное | умеренное | слабое |
Сопротивляемость изменениям (стабильность) | ||
сильная | умеренная | слабая |
Уверенность потребителя (в правильности своего отношения) | ||
абсолютная | средняя | нулевая |
· Многофакторные модели.
А) модель Фишбейна
А0 = Σ мi оi , i=1,n
А0 — отношение к объекту;
мi — сила мнения, что объект имеет показатель i;
оi — оценка показателя i;
n — число значимых показателей.
Б) модель идеальной точки. В случае, когда для некоторых атрибутов значение «больше» («меньше») хорошо лишь до определенного порога, а дальше – ничего хорошего.
Тогда:
· потребители отмечают расположение атрибута конкретного товара на шкале (от 1 до 7 «очень сжатая — очень подробная»);
· указывают важность данного показателя (от 0 до 6 «абсолютно не важна — очень важна»);
· то же самое – для «идеальной» марки товара;
· анализируется степень близости исследуемой марки к «идеальной»;
· делаются выводы по каждому атрибуту об их совершенствовании.
Пример измерения чувств:
«Насколько часто (если вообще) вы испытываете следующие ощущения, когда употребляете пиво?»
счастье, возбуждение, наслаждение, радость, удовлетворение, гордость, раздражение, подавленность, вину, сожаление……
Потребители указывают положительные и отрицательные эмоции по шкале в границах «никогда – очень часто».