Измерение аффективного (чувственного) компонента

Измерение когнитивного компонента (мнения)

Измерение и изменение отношения

Параметры отношения

Направленность (валентность)
позитивное негативное нейтральное
Интенсивность (экстремальность)
сильное умеренное слабое
Сопротивляемость изменениям (стабильность)
сильная умеренная слабая
Уверенность потребителя (в правильности своего отношения)
абсолютная средняя нулевая

 

· Многофакторные модели.

А) модель Фишбейна

 

А0 = Σ мi оi , i=1,n

 

А0 — отношение к объекту;

мi — сила мнения, что объект имеет показатель i;

оiоценка показателя i;

n — число значимых показателей.

 

Б) модель идеальной точки. В случае, когда для некоторых атрибутов значение «больше» («меньше») хорошо лишь до определенного порога, а дальше – ничего хорошего.

Тогда:

· потребители отмечают расположение атрибута конкретного товара на шкале (от 1 до 7 «очень сжатая — очень подробная»);

· указывают важность данного показателя (от 0 до 6 «абсолютно не важна — очень важна»);

· то же самое – для «идеальной» марки товара;

· анализируется степень близости исследуемой марки к «идеальной»;

· делаются выводы по каждому атрибуту об их совершенствовании.

Пример измерения чувств:

«Насколько часто (если вообще) вы испытываете следующие ощущения, когда употребляете пиво?»

счастье, возбуждение, наслаждение, радость, удовлетворение, гордость, раздражение, подавленность, вину, сожаление……

Потребители указывают положительные и отрицательные эмоции по шкале в границах «никогда – очень часто».