Индивидуальные различия. Знания.
Тема 4. Внутренние факторы влияния на поведение индивидуальных потребителей
Внутренние – это личностные характеристики и психологические процессы, они затрагивают поведение человека как индивида.
Внутренние факторы можно условно разделить:
- индивидуальные различия (социально-демографические характеристики — пол, возраст, национальность, раса, гражданство, место проживания, религия; личностная система ценностей; знания; отношение; мотивация; самовосприятие; личность; эмоциональность; жизненный стиль; ресурсы потребителей);
- психологические процессы (обработка информации и обучение).
4.1.1. Знание –информация, хранящаяся в памяти. Часть информации, которая касается действий потребителя на рынке,— потребительские знания. Четыре важных для маркетолога вопроса:
· Что знают потребители?
· Как знания организованы в памяти?
· Как можно измерить знания?
· Как можно изменить знания?
Классификация знаний
а) Знания о продукте:
- о существовании товарной категории и специфической марки в рамках данной категории;
- товарной терминологии;
- о свойствах и функциях продукта;
- о характеристиках (атрибутах) товара.
Значение осведомленности потребителя для маркетолога:
Ø осведомленность вовлекает товар в поле потенциального выбора;
Ø осведомленность является первым этапом формирования имиджа марки;
Ø осведомленность о марке является базой потребительского выбора (потребитель может выбирать знакомую марку, даже если знает, что у продукта нет особых преимуществ). — «Доктор! Выпишите мне то, что я знаю».
Методы анализа осведомленности:
Ø «поверхностное» измерение – когда потребителей просят перечислить все известные им торговые марки некоего товара;
Ø «ограниченное» измерение – когда потребителей просят перечислить известные марки некоего товара, подходящие под определенную ситуацию использования.
Методы анализа имиджа марки:
Выявляются ассоциации, вызываемые определенной маркой:
Ø опрос потребителей;
Ø составление сравнительного семантического дифференциала по характеристикам нескольких марок.
По результатам исследования можно сравнивать позиции конкурирующих с нашей марок, обнаруживать ошибочное восприятие и репозиционировать марку путем оптимизации характеристик товара.
б) Знание о цене
Как об абсолютном уровне, так и об относительном (по сравнению с другими марками).
в) Знание о месте и времени покупки
Значение такого знания для маркетолога:
- создается предпосылка использования именно этого источника покупки.
- создается предпосылка покупки именно в определенное время.
в) Знание об использовании продукта
Здесь лучше говорить о проблемах, возникающих вследствие незнания об использовании. Значение для маркетолога:
- полное незнание исключает покупку; следовательно, надо обучать потребителя обращению с продуктом;
- неполное знание ограничивает потребление; следовательно, необходимы те же действия, т.е. информирование о новых возможностях использования продукта.