Модернистское и постмодернистское мировоззрение и их влияние на представление о поведении потребителей
Потребление
Традиционное толкование | Современное толкование |
Процесс удовлетворения базисных человеческих потребностей посредством разового или длительного использования (уничтожения) товаров. Цель – удовлетворение естественных человеческих потребностей. | Процесс производства символов, написание своеобразного текста. Цель – сообщить окружающим какую-то информацию о себе. |
Произрастает из мировоззрения модернизма (с возникновением индустриального общества в разных странах в разное время: в Англии – в 18 веке, в России – в конце 19 века и др.), в основе которого лежит несколько взаимосвязанных между собой мифов. | Происходит из мировоззрения постмодернизма (в конце 70-х годов) |
Нет оснований утверждать, что идеи постмодернизма заместили идеи модернизма. Скорее, на смену безраздельно господствующему модернистскому мировоззрению пришло время мирного его сосуществования со все более усиливающимся постмодернистским мировоззрением. |
Модернизм | Постмодернизм |
Однолинейность, одновариантность развития мира: · Человечество проходит через одни и те же этапы и формы социального, культурного развития: (следовательно, копирование образцов поведения) | Многовариантность развития мира |
Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д.: · «бремя белого человека» в том, чтобы помочь «культурно отсталым народам» усвоить «передовую» европейскую культуру | Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества: · тенденции формирования и культивирования этнического плюрализма |
Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм: · по мере прогрессивного развития народ приближается к идеальному обществу; · расцвет морали самоограничения и ограничения сегодня во имя счастья в будущем; · «длительное воздержание и пир желудка во имя праздника», «завтра будет лучше, чем вчера», «безграничное потребление в райских кущах»; · производство - базис общества | Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, опасения, предсказания конца света и т.д. : · идеальное, рациональное общество маловероятно · общество постмодерна - это общество потребления |
Безоговорочная вера в прогресс: · новое всегда лучше, чем старое. | Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса · пренебрежительное отношение к старине постепенно превращается в ее культ. |
Вера в познаваемость мира, во всесилие науки: · природа и общество – объекты, открытые для научного познания; · наука в состоянии дать ответы на все тайны природы; · последствия – стремление ученых предлагать практические рекомендации, давать советы практикам; · высокий статус науки, престижность образования. | Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций: · природа и общество – системы, развивающиеся по своим, во многом не поддающимся изучению, законам; · наука – не только «мостик к светлому будущему». |
Идея создания единой культуры общества, объединенной общей системой ценностей, единообразие мира: · национальное разнообразие – проявление отсталости, неразвитости; · тенденция к превращению одного языка в язык межнационального общения (английский, русский); · тенденция к стремительному уничтожению традиционной культуры (национальной одежды, народной музыки, промыслов, унификация быта, одежды и проч.); · мода – жесткая норма, которая не терпит отклонений, следовательно – массовое производство одинаковых вещей. | Идея фрагментарности культуры: · каждая страна – особая ценная для человечества в целом культура; · тенденция к возрождению национального языка и письменности; · возникновение по всему миру участков иной культурной реальности; · мода теряет былую жесткость; · переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами. |
Управляемость мира (следствие мифа о полной познаваемости природы и общества): · субъект, познавший истину и путь к счастью людей – это государство (в годы гражданской войны в России – «железной рукой загоним человечество в счастье!»; · личное потребление – объект государственного регулирования; · доверие к государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки | Сомнение в возможностях управляемости мира и ведущей роли государства в этом процессе: · недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества. |
Эпоха массового производства однотипных вещей, порождающего массовое потребление в соответствии с принятыми стандартами | Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях продукты производства, рассчитанные на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, могут (но не должны) заинтересовать многих других |
Потребитель – рационален, планирующий, организованный и, вероятно, лояльный | Потребитель – иррационален, непоследователен, противоречив и, возможно даже аморален |
Потребление – это, прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека | В обществе постмодерна потребление – это, прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность |
Таким образом, разница в толкованиях процесса потребления:
потребление– не просто экономически утилитарный процесс, но и социальный и культурный процесс, который включает культурные знаки и символы.