История изучения потребительского поведения

Тема 1. Поведение потребителей и маркетинг

Период Исследователи Основополагающие аспекты теории
Конец 19 века – начало 20 века К.Маркс (нем.)   Т.Веблен (амер.) Г.Зиммель (нем) В.Зомбарт (нем) М.Вебер (нем.) Идея товарного фетишизма (закон возвышения потребностей по мере их удовлетворения) Показное (престижное) потребление Ключевые идеи теории моды Концепция роскоши Концепция статусных групп
Конец 20-х гг.-начало 30-х П.Лазарфелд (австр.) Концепция «рационального экономического человека». Прикладные исследования рынков товаров повседневного спроса с помощью опросов потребителей. Изучение индивида-потребителя.
1950-е гг. З.Фрейд Концепция психических побудительных факторов (подсознание).
1960-е гг. Дж.Энджел, Д.Коллат, Р.Блэкуэлл Попытки «смыкания» психологического (рационального) начала в понимании потребления и факторов социального характера (культуры, субкультуры, групп, классов, семьи, личности).
1970-е гг. П.Бурдье (фр.) Дж.Бодрийяр (фр.) И.Гоффман (амер.) М.Бахтин (рус.) Превращение дисциплины «поведение потребителей» в комплексную гуманитарную прикладную дисциплину с привлечением идей антропологов, социологов, литературных критиков.
1980-е гг.- н.в. И америк., и Зап.Европейская школы Рассмотрение потребительского поведения через призму культуры и социальных проблем.
Однако, несмотря на признание «нового» направления, в большинстве школ (и российских в том числе) дублируется популярный в 1960-х годах американский подход, в котором упор делается на психологию и индивидуализм как ключевую характеристику американской культуры.