ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Первым источником, в котором получили наиболее чёткое отражение проблемы становления сословий, порядка взаимодействия между ними, развития товарно-денежных отношений, была «Русская правда», о чём было сказано выше во второй теме данного курса лекций. В конце ХI века начинается период феодальной раздробленности, междоусобной борьбы, имевшей катастрофические последствия для страны. В этот период появляется ряд произведений, показывающих негативные последствия разобщённости и звучит призыв к объединению, преодолению сословных антагонизмов, как представителями господствующих классов так и низших сословий.

С ХIII по ХIV столетия начинается процесс формирования украинской народности, ознаменовавшийся появлением экономической мысли, в которой отражались процессы вотчинного хозяйствования, феодальных повинностей,развития ремёсел и изменений в сельском хозяйстве. На территори-

 

 

территориях, подвластных польскому королю, появляется Магдебургское право, которое устанавливало порядок самоуправления городов.

Новый этап мысли начинается с усилением феодальной раздробленности Руси и захватом её территории Литовским и Польским княжествами, захватившими в середине ХIV столетия большую часть южнорусских земель. На основании «Русской правды» устанавливается «Судебник Казимира», а потом и ряд законов Княжества Литовского в виде уложений, которые зафиксировали усиление феодальной эксплуатации. В этот же период появляются произведения украинских публицистов-полемистов, как представителей разных слоёв населения, в трудах которых получает развитие самосознание украинского народа.

Следующим этапом в развитии отечественной экономической мысли, усилившего период просветительства, стал период козачества, поднявший национальное самосознание украинского народа на качественно новый уровень. Он сформировался в годы Освободительной войны 16481654 годов, развившей идеи рыночных отношений, получивших свою реализацию в виде реализации идей украинского меркантидизма Б.Хмельницким. После Переяславской Рады 1654 года, царским указом была образована Малороссийская коллегия, которая постепенно усиливала процесс феодализации территории Украины. Однако, даже в этот период продолжает развиваться украинское самосознание, вершиной которого стало образование Киево-Могилянской Академии – первого отечественного ВУЗа. В 1703 году появляется «Летопись Самовидца», выступившего против крепостного гнёта и национально-религиозного угнетения. В противовес ему появляется философское учение Ф.Прокоповича, проповедовавшего идею Божественного различия в социальном положении людей, укрепления феодального строя с определённым смягчением социальных противоречий. Одновременно с этим, звучит идея о восстановлении активного торгового баланса посредством восстановления промышленности, сельского хозяйства и торговли. В данный период появляются летописцы среди казацкой старшины, пытающиеся показать свою принадлежность к высшим сословиям, как условия для получения высших должностей, а с ними и богатства. Определённое внимание уделяется в их трудах идеям национального развития экономики через становление ремёсел, торговли, распространения образования и т.д.

Новым этапом усиления феодального общества стало всё большая зависимость Украины от Российской Империи, получившая закрепление в документах Комиссии об новом Уложении 1767–1768 годов, при непосредственном участии Екатерины II. Одновременно с этим, появляются высказывания незначительной части членов комиссии по выработке нового Уложения, выступив-

 

 

ших за улучшение положения низших слоёв населения посредством облегчения купли-продажи козаками и крестьянами продуктов собственного

производства без обязательного участия посредников.

Значительный вклад в развитие отечественной экономической мысли этого периода внесли экономические и просветительские взгляды Я.П.Козельского. Им были разработаны экономические категории современного общества относительно простого и расширенного воспроизводства, стоимости, денег, капитала и т.д. Он первым в истории экономической мысли страны обратил внимание на труд как основной источник богатства общества, показав преимущества свободного труда над крепостным, а также утверждал, что нормальной формой отношений между людьми должна стать связь между людьми через обмен товарами. В этот же период появляются произведения Г.С.Сковороды, критиковавшего расточительство, жадность и призывавшего людей к образованию, реализации своих способностей в свободном труде и т.д. Экономическая мысль крестьянства получает своё развитие в двух выдающихся произведениях «Торчинском манифесте» и «Универсала к крестьянам», в которых звучит идея свободы от феодального гнёта. Причём, если в первом документе звучит призыв к налаживанию гармоничных отношений между различными сословиями, то во втором – призыв к полному уничтожению крепостной зависимости. В последнем документе прозвучала своеобразная «декларация прав человека и гражданина», опередившая идеи Великой французской революции.