В теориях, выступивших за вмешательство государства в экономику.

В разработках предмета исследования немецкой исторической школы.

Критика капиталистического строя была использована в последующих экономических концепциях социалистических идей.

 

2.2. Т.Р.Мальтус – неоценённый современниками систематизатор и разработчик идей классической политэкономии

Одним из выдающихся экономистов данного направления был друг Д. Рикардо – Томас Роберт Мальтус (17661834). К его основным работам следует отнести «Опыт о законе народонаселения…» (1798) (в полном названии около 15 слов) и «Принципы политэкономии» (1820). Надо иметь в виду, что оценки деятельности данного экономиста, известного прежде всего своим законом о народонаселении, являются полярными.

Одни называют его попом, отмечая, при этом, что главные свои достижения он украл, то есть списал у других менее известных учёных. Поговаривали и о его вражде с Д. Рикардо. Мальтус считал, что эпидемии и войны являются благом для человечества. Другие же утверждали противоположное. Как бы там не было, но он основал научные принципы демографии. В адаптированном виде они и по сей день применяются в различных демографических организациях ООН, а люди, работающие в этих организациях, с гордостью именуют себя неомальтузианцами, то есть новыми последователями Мальтуса.

 

 

Имея такие крайние позиции можно было бы сказать, что истина, очевидно, где-то посередине. Однако это было бы крайним упрощением. Ведь бывает в жизни так, что крайности сходятся. Да. Т.Р.Мальтус выполнял функции священника в колледже, где получил кафедру профессора современной истории и политической экономии. Да, Т.Р.Мальтус был близко знаком с Д. Рикардо, но никогда не враждовал с ним, а, наоборот, дружил, хотя и постоянно полемизировал. Результатом, между прочим, таких дискуссий было открытие Д. Рикардо закона убывающего плодородия почвы. Но, изучая такие «схождения» не следует упускать из виду действительный вклад Т.Р.Мальтуса в сокровищницу мировой экономической науки.

Обратим внимание на его закон народонаселения. Стоит сказать, что определение данного закона связано с попыткой изучить «био» человека и его «социо» в единстве. Подчеркнем, что до сих пор в экономической науке, практически, нет такого прецедента. Одно дело экономика – взаимосвязи между людьми, их (заметим, экономическое) поведение, словом «экономикс». Другое дело – биологическая, медицинская, то есть естественно-природная сущность человека. И если сейчас кто-то попытался бы соединить в одну теорию медицинское и экономическое, то такого чудака вряд ли приняли бы всерьёз как медики, так и экономисты.

Итак, суть закона народонаселения была изложена учёным в работе «Опыт о законе народонаселения» и в концентрированном виде её можно было свести к следующему. Рождаемость людей или прирост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а производство предметов потребления, прежде всего, пищи, в арифметической.

В реальной жизни, на пути действия закона имеются препятствия, которые, так или иначе, противодействуют такому приросту. Отсюда фиксируются, во-первых, «предупредительные препятствия», когда люди добровольно ограничивают число детей. Во-вторых, «разрушительные препятствия». Сюда входят войны, эпидемии, болезни и другие бедствия, которые все вместе называются словом «несчастья и беды». Всесторонний анализ такого рода препятствий тем не менее не могут уничтожить действия закона народонаселения. Отсюда проблема ставится в плоскость лишь только смягчая действие закона. Т.Р.Мальтус ничуть не сомневается именно в «арифметическом росте» продуктов питания. Поэтому он ратует за меры по снижению деторождаемости (поздние браки, ликвидации пороков типа проституции и т.д.). Нельзя отказать ему в логике, хотя, на первый взгляд, и страшной, когда он призывает к ликвидации помощи бедным. Ведь она способствует увеличению спроса на продукты питания, следовательно, способствует повышению их цен. Вполне благополучные семьи в силу этого сами могут попасть в разряд бедных, однако, самое

 

 

плохое в такой помощи – опять-таки повышение рождаемости в бедных семьях. Конечно, можно дискутировать по поводу мальтузианского закона народонаселения. Антигуманно? Нет. Никто не может назвать антигуманным, например, факт старения и физической смерти человека.

Поэтому следует обратить внимание, что Т.Р.Мальтус относил свой закон к типу природных, которые вообще отменить нельзя. Сама жизнь распорядилась, что «социо» («возрастание средств существования») подчиняет «эго» (инстинкт, страсть, «плодовитость»). Правда, при этом надо помнить, что достаточно сильные препятствия этому закону обычно обходят стороной. Простой факт из истории медицины свидетельствует о том, что уже в 60-е годы XIX века в Европе начали широко применяться контрацептивные средства. Известно, что Ф. Энгельсу был задан вопрос о том, будут ли пользоваться люди такими средствами в будущем обществе, на что он ответил, что люди в будущем будут не глупее нас и сами решат, как им быть. Конец XX века показал достаточно четкое регулирование рождаемости. Правда, данный факт не касается экономически слаборазвитых стран Азии и Африки, где рождаемость достаточно высока.

Фактически осуществляется контроль за деторождаемостью в развитых странах (так называемый «золотой миллиард жителей Земли») и высокая рождаемость в слаборазвитых, бедных странах. Отсюда проистекает правота неомальтузианцев в стремлении роста населения в геометрической прогрессии, что соответствует истине на сегодняшний день для 5 миллиардного населения слаборазвитых государств.

Наконец, важно отметить, что «социо» достаточно изменилось в ХХ веке. Возможности производства пиши, в связи с применением науки в производстве резко возрастают и постепенно выходят далеко за пределы простой арифметической прогрессии. Данный закон в теории Т.Р.Мальтуса важен в связи с тем, что исходя из него, как на фундаменте, строятся практически все экономические выводы, представленные в концентрированном виде в работе «Принципы политэкономии», долгое время не издававшейся на русском языке.

Например, рассматривая в проблеме доходов основных классов, заработную плату, Т.Р. Мальтус сформулировал так называемый «железный закон заработной платы», который разделял и Д. Рикардо. Заработная плата составляет фонд капиталиста, который в связи с естественными условиями, определяющими прирост продуктов питания и не зависящих от владельцев средств производства, то есть строго фиксированным. Отсюда, борьба рабочих за её повышение была бессмысленной.