Выбор подходящей проблемы

Основные этапы разработки экспертных систем

Структура экспертных систем

Структура экспертных систем включает в себя следующие компоненты:

1. База знаний – ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представлению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении. Она состоит из набора фактов и правил.

Факты – описывают объекты и взаимосвязь между ними. Правила – используется в базе знаний для описания отношений между объектами. На основе отношений, задаваемых правилами, выполняется логический вывод.

2. База данных – предназначена для временного хранения фактов и гипотез, содержит промежуточные данные или результат общения систем с пользователем.

3. Машинно-логический вывод – механизм рассуждений, оперирующий знаниями и данными с целью получения новых данных, для этого обычно используют программно реализованный механизм поиска решений.

4. Подсистема общения – служит для ведения диалога с пользователем, в ходе которого экспертная система запрашивает у пользователя необходимые факты для процесса рассуждений, а также дающая возможность пользователю в некоторой степени контролировать ход рассуждений.

5. Подсистема объяснения – необходима, для того чтобы дать пользователю возможность контролировать ход рассуждений.

6. Подсистема приобретения знаний – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок ("help" - режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

Экспертная система работает в двух режимах:

- приобретения знаний (определение, модификация, дополнение);

- решения задач.

В этом режиме данные о задаче обрабатываются и после соответствующей кодировки передаются в блоки экспертной системы. Результаты обработки полученных данных поступают в модуль советов и объяснений и после перекодировки на язык, близкий к естественному, выдаются в виде советов, объяснений и замечаний. Если ответ не понятен пользователю, он может потребовать от экспертной системы объяснения его получения.

Технологический процесс разработки промышленной экспертной системы можно разделить на шесть основных этапов:

Деятельность, предшествующая решению начинать разрабатывать конкретную ЭС, включает:

- определение проблемной области и задачи;

- нахождение эксперта в проблемной области, и назначение коллектива разработчиков;

- определение предварительного подхода к решению проблемы;

- анализ расходов и прибыли от разработки;

- подготовку подробного плана разработки.