Тема 1: Характеристика стандартизации

1.Основные термины и определения в области стандартизации.

2.Цели и задачи стандартизации.

3.Принципы и функции стандартизации.

 

1. Все термины и определения приняты в соответствии с рекомендациями ИСО от греч. «равный».

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области.

Она достигается путём установления общих положений и характеристик для многократного использования.

В качестве объекта стандартизации может выступать вид деятельности, товар, процесс, услуга, методика и т.д.

Нормативный документ (НД) – документ, который содержит характеристики, которые относятся к определённым видам деятельности или к результатам этой деятельности.

НД должен быть доступен широкому кругу лиц.

Стандарт – НД, разработанный на основании согласия всех заинтересованных сторон, утверждённый и признанный организацией.

Регламент – обязательный правовой документ, принятый органом власти.

Сравнительная характеристика регламентов и стандартов.

  Статус Характер использования Социальная роль
Регламент Федеральное значение Обязательный Обеспечение безопасности
Стандарт Документ в области стандартизации Добровольный Обеспечение конкурентоспособности

 

Стандартизация осуществляется на трёх уровнях:

1) Международная. Участие в ней открыто для соответствующих органов всех стран.

2) Региональная. Подразумевает участие в стандартизации стран, объединённых по географическому либо по экономическому принципам.

3) Национальная. Это деятельность, проводимая на уровне одной страны.

Кодекс установившейся практики – документ, который рекомендует практические правила и процедуры проектирования, изготовления, монтажа, обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий.

Рекомендации по стандартизации – документ, который содержит советы организационно – методического характера, которые касаются проведении работ по стандартизации.

Правила по стандартизации обязательны для исполнения.

Пользователь стандарта – юридическое или физическое лицо, которое своей деятельностью так или иначе использует стандарты.

Дата введения стандарта – дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу.

 

2. Основная цель стандартизации – это защита интересов потребителей и государства в вопросах качества товаров, процессов и услуг.

Кроме этого:

· Повышение конкурентоспособности продукции

· Обеспечение научно – технического прогресса

· Рациональное использование ресурсов

· Техническая и информационная совместимость

· Взаимозаменяемость продукции.

В соответствии с поставленными целями, решаются следующие задачи:

1. Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями.

2. Установление рациональной номенклатуры показателей качества продукции.

3. Установление требований по совместимости и взаимозаменяемости продукции.

4. Нормативно – техническое обеспечение контроля и сертификации.

5. Создание систем классификации и кодирования технико – экономической информации.

6. Унификация на основе установления и применения параметрических рядов, базовых конструкций и т.д.

 

3. Выделяют следующие основные принципы стандартизации:

1. Добровольность применения стандартов;

2. Применение международного стандарта, как основы для разработки национального. Единственное исключение в том, что международные стандарты невозможно определить из – за географических и климатических условий РФ или из – за технических особенностей российского производства;

3. Учёт интересов всех сторон;

4. Системность стандартизаций. Она предполагает совместимость элементов сложной системы, а объект нужно рассматривать как объект более сложной системы;

5. Динамичность, опережающая развитие стандартизации. Динамичность подразумевает периодическую проверку стандартов или их отмену, т.е. соответствие научно – техническому прогрессу. Опережающее развитие достигается путём внесения в стандарт перспективных положений и характеристик;

6. Недопустимость создания препятствий для производства и реализации продукции. Нельзя разрабатывать документы, которые по своей сути невыполнимы;

7. Возможность проверки положений стандартов. Должна существовать возможность эффективной проверки характеристик положений стандартов.

8. Обеспечение условий для однообразного принятия стандартов.

Функции стандартизации:

1. Функция упорядочения. Заключается в преодолении неразумного многообразия объектов.

2. Социальная функция. Заключается в обеспечении защиты интересов потребителей.

3. Ресурсосберегательная функция.

4. Коммуникационная функция. Заключается во взаимодействии между специалистами на основании общих документов.

5. Цивилизирующая функция. Заключается в том, что качество продукции выступает как составляющая жизни.

6. Информационная функция. Заключается в том, что в стандарте изложены все достижения науки и т.д. за последнее время.