Лекция 3. Японская революция в области качества.

 

Во время Второй мировой войны японская продукция была известна своим очень низким качеством и крайне низкой стоимостью. Однако характер рынка того времени был таков, что он прежде всего потреблял дешевую про­дукцию, качество которой было невысоким. Поэтому японские товары легко сбывались и страна имела возможность существовать.

После Второй мировой войны положение на мировом рынке существен­но изменилось. Рынок быстро стал насыщенным и начал требовать продукцию высокого качества. Япония вошла в полосу жестокого кризиса, поскольку на­ряду с изменением характера рынка ее положение усугубил ряд других факто­ров: страна вышла из войны побежденной, с истощенной экономикой, насе­ление Японии было достаточно велико, а территория мала, при этом большая ее часть была малопригодной для сельскохозяйственного производства, страна практически не имела собственных природных ресурсов.

Нация встала перед альтернативой: либо голодная смерть, либо поиск эффективного выхода из кризиса.

В 1947 г. в соответствии с планом Маршалла в Японию была направ­лена группа специалистов для оказания помощи в развитии ее экономики. В эту группу входил также Эдвард У. Деминг, занимавшийся статистическими методами контроля каче­ства в компании Western Electric вместе с Вальтером А. Шухартом.

В конце Второй мировой войны Деминг работал консультантом в ста­тистическом центре в Вашингтоне и в 1947 г. был направлен в Японию для оказания помощи Союзу японских ученых и инженеров (JUSE). Вни­мательно изучив положение в японской экономике, в 1950 г. он выступил на семинаре перед японскими промышленниками, где и произнес эти знаменитые слова.

Слова оказались пророческими: в начале 60-х годов Япония вышла на передовые позиции в мире в ряде отраслей промышленности, а через неко­торое время весь мир стал говорить о японском чуде, восхищаясь им до на­стоящего времени.