Доступ к создаваемой государственными органами информации, которая защищена законодательством об интеллектуальной собственности

Совершенствование информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами

Государственные структуры играют ведущую роль в расширении доступности для населения и использования гражданами информации, являющейся общественным достоянием. Для того, чтобы успешно справляться с этой ролью, государство должно выработать целостную, последовательную и комплексную национальную политику, обеспечивающую создание, распространение и использование официальной информации, являющейся общественным достоянием.

В некоторых юрисдикциях государственным учреждениям предоставляется авторское право и другие формы защиты интеллектуальной собственности на создаваемую ими информацию. Хотя упоминавшиеся рекомендации не рекомендуют такой подход, государство может принять решение о защите произведений, создаваемых государственными органами, в силу традиции или для достижения национальных экономических и культурных целей в свете снижения затрат и повышения общественной пользы.

Необходимо подчеркнуть, что применение закона об интеллектуальной собственности к общественной информации не обязательно предусматривает запрещение доступа населения к такой информации. Хотя законы об интеллектуальной собственности могут налагать значительные ограничения на воспроизведение такой информации, они оставляют для государственных учреждений широкий диапазон возможностей по организации доступа к информации в целях общественного блага и с учётом интересов граждан. Таким образом, государственные структуры, чья официальная информация защищена законами об интеллектуальной собственности, могут предоставить доступ к своим информационным ресурсам или могут выдавать лицензии, разрешающие такой доступ, что вполне согласуется с применением законодательства об интеллектуальной собственности, и упрощает повторное использование такой информации.

 


[1] Роговский Е.А. США: информационное общество (экономика и политика). – М.: Междунар. Отношения, 2008. – 408 с.

[2] АУТСОРСИНГ — (англ. outsourcing) — передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Разновидность кооперирования.

[3] Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием / подготовлены Полом Ф. Улиром. – Париж: ЮНЕСКО, 2004.